"Античная философия" Асмус В.Ф. - Литература

Оглавление

 

Предисловие [3]

Древнегреческая философия как идеология рабовладельческого общества [18]

I. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада [23]

1. Милетские материалисты [24] 2. Ксенофан [27] 3. Пифагор и ранние пифагорейцы [28]

II. Философия в эпоху развития рабовладельческой демократии

1. Гераклит Эфесский [30] 2. Элейская школа [43] 3. Эмпедокл [58] 4. Анаксагор [74] 5. Софистика [97]

III. Возникновение идеализма и атомистического материализма

1. Сократ и сократовские школы [102] 2. Пифагорейцы второй половины 5 — 4 вв. до н. э. [131] 3. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита [135]

IV. Платон

1. Жизнь и сочинения Платона [174] 2. Учение Платона об «идеях» («видах») [184] 3. Теория познания Платона [198] 4. Диалектика Платона [210] 5. Теория «идей», космология и пифагорейское учение о числах [223] 6. Критика учения об «идеях» в «Пармениде» и «Софисте» Платона [228] 7. Учение Платона об обществе и государстве [234] 8. Платоновская Академия после Платона [257]

V. Аристотель

1. Жизнь и сочинения [259] 2. Критика учения Платона об «идеях» у Аристотеля [266] 3. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием [273] 4. Физика и космология Аристотеля [288] 5. Геоцентрическая система [305] 6. Теория познания Аристотеля. Наука, искусство и опыт [308] 7. Логика Аристотеля и его учение о методе [316] 8. Силлогистика [339] 9. Категории [352] 10. Психология [360] 11. Этика [362] 12. Учение об обществе и государстве [374] 13. Ликей, или Перипатетическая школа после Аристотеля [400]

Философия эллинистической эпохи [402]

VI. Скептицизм [404]

VII. Материализм Эпикура [423]

VIII. Материализм в Древнем Риме. Лукреций Кар [443]

IX. Греческий стоицизм [451]

X. Стоицизм в Древнем Риме

1. Панэций [481] 2. Посидоний [484] 3 Сенека [489] 4. Римский эклектизм [493]

XI. Продолжатели идеалистической традиции

1. Средняя и Новая Академия [497] 2. Критика скептицизма в Новой Академии [501] 3. Новопифагорейство. Пифагорействующий платонизм [502] 4. Филон из Александрии [505]

XII. Неоплатонизм

1. Плотин [509] 2. Порфирий [525] 3. Дальнейшая судьба античного неоплатонизма в IV и V вв. н. э. Сирийская школа [526] 4. Прокл [528]

Заключение [532]

Цитируемая литература [539]

Предисловие

3

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Разработка истории философии и истории науки обществ Древнего Востока, особенно исследования последних десятилетий, доказали связь по происхождению античной философии с культурой народов Передней Азии и Африки, которые раньше греков развили цивилизацию, письменность, науки о природе и зародыши

 

 

4

философии. Особенно значительным было влияние Лидий, Вавилона, Египта и Персии. Помимо непосредственной генетической связи история культуры отметила ряд фактов соответствия между некоторыми явлениями в развитии античной философии и аналогичными явлениями в развитии философии весьма отдаленных от Греции Древнего Китая и Древней Индии. Существует, например, некоторое соответствие между развитием софистики и логики в древнегреческой философии 4 в. до н. э. и приблизительно одновременным развитием логической школы «моистов» в древней китайской философии. Несомненной была зависимость античной философии от науки и философии Вавилона и Египта. Рано завязавшиеся экономические, торговые и политические связи ионийских поселений греков на западном побережье Малой Азии с восточными народами .более древних цивилизаций, а также исключительная восприимчивость и многосторонняя одаренность греков привели к тому, что в ионийские города, прежде всего в Милет, были перенесены и здесь своеобразно переработаны зачатки физических, математических, астрономических знаний, стал развиваться примитивный научный инструментарий, сложился календарь и т. д. Одновременно шла и своеобразная переработка древней мифологии — в искусстве, в поэзии, а в философии — уже освобождение зарождающейся философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Процесс этого освобождения шел в Древней Греции с такой быстротой, что уже в 5 в. до н. э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образных средств выражения мысли (Эмпедокл и особенно Анаксагор, первые атомисты Левкипп и Демокрит и т. д.). Не менее своеобразным, чем отношение к мифу, оказалось у древних греков и отношение к усвоенным на Востоке зачаткам положительных знаний о природе. И в Вавилоне и в Египте знания эти, возникшие из практических нужд техники, торговли, путей сообщения, передавались обычно в том виде, в каком были почерпнуты в процессе практического освоения, без сколько-нибудь детального теоретического и логического обоснования. Напротив, древние греки уже в космологических и физических построениях 5 в. до н. э. обнаруживают поразительную склонность к обоснова-