Социальная и экономическая политика Писистрата - Тирания Писистрата. Писистратиды - Аттика в VII—VI вв. до н. э. - История Древней Греции - История

Писистрат не ставил своей целью проведение новых социальных реформ или отмену установленного Солоном порядка. Преследуя цель упрочить свою единоличную власть, он различными мероприятиями стремился снискать себе популярность в широких кругах афинского общества. По единодушному утверждению древних, ему в значительной степени удалось достигнуть этой цели. В «Афинской политии» Аристотель следующим образом характеризует Писистрата как правителя: «Он был вообще гуманным и кротким человеком, снисходительным к провинившимся; бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием. Это он делал по двум соображениям: с одной стороны, для того, чтобы они не находились в городе, но были рассеяны по всей стране, с другой — для того, чтобы, пользуясь средним достатком и занятые своими личными делами, они не имели ни желания, ни досуга заниматься общественными. А вместе с тем и доходов поступало к нему больше при условии, если обрабатывалась земля, так как Писистрат взимал десятину с получавшихся доходов. По этим же соображениям он учредил и «суды по демам», да и сам часто ездил по стране, наблюдая за ходом дел и примиряя тяжущихся, чтобы они не запускали своих работ» («Афинская полития», 14— 16). Суды по демам, т. е. суды на местах, действительно соответствовали интересам сельского населения, избавляя тяжущихся от необходимости ездить судиться в Афины. Что касается оценки Аристотелем других политических мероприятий Писистрата, то, безусловно, он прав в том отношении, что рост благосостояния земледельческого населения означал расширение и укрепление материальной базы государства. Усиленная строительная деятельность Писистрата давала работу также неимущему городскому населению. При этом следует еще учесть, что наиболее сильные противники Писистрата, в их числе и Алкмеониды, были изгнаны из Афин, а имущество их и земли конфискованы и розданы его сторонникам. Другая часть афинской аристократии, не без основания видевшая в тираническом режиме известного рода гарантию от постоянных смут и волнений, также, очевидно, с ним примирилась. Ко всему этому следует еще прибавить, что Писистрат, по крайней мере внешне, старался не нарушать существовавшие в политической жизни афинян традиции. При нем ежегодно производились выборы должностных лиц, не исключая и высшей должности архонтаэпонима. Но конечно, эта должность утратила свое прежнее значение и замещалась, как и все остальные, сторонниками существующего строя.

В общем, вне зависимости от отрицательного отношения афинских демократов более позднего времени к тирании, в афинской традиции сохранились воспоминания о годах правления Писистрата как о «золотом веке Кроноса». Отчасти это объясняется и экономическими причинами. При Писистрате Афины вырастают в крупный ремесленный и торговый центр Греции.

Сам Писистрат, а после него его сыновья старались придать городу возможный блеск. Афины быстро застраиваются (особенно ремесленный квартал Керамик), украшаются монументальными постройками — храмом Афины на Акрополе, святилищами Зевса Олимпийского (оставшимся, впрочем, неоконченным) и Аполлона Пифийского. Строится водопровод, территория Аттики покрывается сетью дорог.

Ту же цель — поднять значение Афин — преследовали и меры Писистрата в области религиозного культа. С особой пышностью справлялись при нем Панафинейские празднества в честь Афины. Этот старинный афинский праздник получил теперь общеаттическое значение и длился несколько дней. Не менее пышно справлялись в Афинах и празднества дионисии. Первоначально культ Диониса был чисто крестьянским. Теперь он становится общеафинским, государственным культом, в чем также нельзя не усмотреть ориентации на крестьянство в политике, проводимой Писистратом. В годы его правления также закладываются основы культуры афинян той эпохи, в частности афинской литературы. Из справлявшихся во время городских дионисий обрядовых хоров возникла аттическая трагедия. Выдающимся трагиком времени Писистрата был Феспис. Той же целью возвеличения Афин в качестве культурного центра должна была способствовать и проведенная при Писистрате редакция текста гомеровских поэм.

      Смотрите также

      Девкалионов потоп
      В ярости возвратился Зевс на Олимп. Боги, опасаясь его гнева, старались не попадаться ему на глаза, и только супруга Гера осмелилась спросить, что произошло на земле. — Ты спрашиваешь, что произошл ...

      Скульптура
      Эпоха наивысшего расцвета греческого искусства— эпоха Фидия. Она с полным правом носит имя того великого художника, который стоял во главе аттической школы в то время, когда Афины были художествен ...

      Микенская религия
      Еще недавно наши представления о микенской религии почти полностью базировались на материале археологических исследований и раскопок. Так как многие из археологических памятников, в большей или ме ...