Установление территориальных фил - Законодательство Клисфена - Аттика в VII—VI вв. до н. э. - История Древней Греции - История

Цель Клисфена была двоякая: с одной стороны, окончательно подорвать значение родов и родовых объединений и для этого «перемешать» население. С другой — поднять роль и значение в политической жизни городского населения Аттики. Для достижения первой цели Клисфен заменил прежнее родо-племенное деление на 4 филы с подразделением на фратрии и роды делением на 10 новых территориальных фил, получивших названия по имени мифических героев Аттики. Каждая новая фила делилась на триттии, а эти последние на демы. В отличие от рода, объединявшего ранее своих членов независимо от их места жительства, дем являлся теперь единицей чисто территориальной. Все граждане вносились в списки по месту рождения и обозначались не по своему роду, а по новому дему. Связь между членами отдельных родов, таким образом, порывалась. Но если связь между членами родов терялась, то граждане, стоявшие вне родов, впервые получали в демах доступ к самоуправлению, поскольку каждый из демов представлял собой не только территориальную, но и самоуправляющуюся единицу. Дем избирал своего демарха, владел общинными землями, имел свои местные доходы и казну и издавал свои постановления. На демах же лежала обязанность вести списки своих граждан.

По свидетельству Геродота, общее число демов достигало 100 (по 10 на филу); в дальнейшем число это постепенно выросло до 174. Мелкие селения соединялись в один дем; в Афинах, напротив, было несколько демов. Названия демов частью совпадали с названиями родов, частью были даны новые.

Хотя новое деление и основывалось исключительно на территориальном принципе, все же введенные Клисфеном филы и триттии не составляли сплошных территорий. Это было сделано намеренно во избежание территориальной близости населения Диакрии, служившей опорой тирании, и реакционной Педиэи. Триттии, на которые делились отдельные филы, расположены были не рядом, но по одной в каждой из трех областей Аттики — в городе с окрестностями, в приморской области и в Месогее, занимавшей остальную территорию Аттики. Прежние филы, фратрии и роды формально не были уничтожены, но потеряли всякое политическое значение. Это должно было обеспечить в каждой филе перевес за городскими элементами (за бывшей паралией). С этой же целью, по-видимому, была введена аналогичная пропорциональность при выборе членов совета: число членов совета от дема должно было соответствовать числу входивших в него граждан. При этом, очевидно, учитывались как большая населенность, так и рост городских демов за счет сельских.


Рост политического значения городского населения


      Смотрите также

      Бег вокруг Трои
      Там, ужасный, на ограде Нам явился он в ночи — Нестерпимый блеск во взгляде, С шлема грозные лучи — И трехкратно звучным криком На врага он грянул страх, И троянец с бледным ликом Бросил щит и меч ...

      Мифы Пелопоннеса
      Пройдя Истм (Коринфский перешеек), афинянин или любой другой обитатель Средней Греции оказывался на полуострове Пелопоннес, который он мог бы с полным основанием назвать «метрополией мифов». Терри ...

      Носители микенской культуры
      Вопрос об этнических признаках носителей микенской культуры, как и вопрос о древнейшем населении Крита, долгое время считались одними из самых сложных и во многом далеко еще не решенных вопросов д ...