Керамическое производство - Ремесленное производство - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История

Керамическое производство — не менее важная отрасль афинского ремесленного производства. Уже в VI в. до н. э. керамическое производство в Афинах далеко опередило в своем развитии аналогичное производство других греческих городов. Существование дема «горшечников» (керамеев), название «Керамик», которое было дано городской ремесленной части Афин, указывают на то, что изготовление художественной и обиходной посуды играло большую роль в системе афинского хозяйства. Уже в VI в. до н. э. в Афинах существовали большие керамические мастерские, использовавшие труд рабов. Факт существования таких мастерских удостоверяется тройной сигнатурой (подписью) на отдельных дошедших до нашего времени вазах: владельца мастерской, гончара и художника, делавшего на вазе роспись; в иных случаях — только владельца мастерской и художника.

Среди афинских гончаров второй половины VI в. до н. э. встречаются немало лиц, носящих негреческие имена, например Амасис, Колх, Талейд и др., указывающие на иноземное происхождение мастеров. Сигнатуры же типа «разрисовал Лидиец», «разрисовал Скиф» принадлежали, по-видимому, художникам-рабам. Существует предположение, что известный художник-керамист V в. до н. э. Эпиктет был также рабом. Другой знаменитый живописец — Дурис, по-видимому, был метеком.

Изображение керамической мастерской на вазе

Изображение керамической мастерской на вазе

Благодаря многочисленным дошедшим до нас изображениям на вазах можно довольно точно проследить процесс работы в керамических мастерских. На одной из ваз, например, художник изобразил добычу глины, на другой, чернофигурной гидрии (кувшине для воды), — несколько сцен, изображающих все основные стадии работы: формовку вазы на гончарном круге, вращающемся ручным способом, осмотр готовой амфоры; на одном изображении мы видим юношу, уносящего только что сформованную вазу; у колонны с палкой в руке стоит старик — хозяин или надсмотрщик, наблюдающий за работой; перед ним — раб, несущий на плечах тяжелый груз древесного угля, другой раб топит печь. Вверху на гончарной печи помещена маска сатира, имевшая некогда магическое значение — по мнению греков, она служила для защиты посуды от злых духов и дурного глаза.

Между отдельными мастерскими и их владельцами существовала жестокая конкуренция. Работая в буквальном смысле бок о бок, афинские гончары прекрасно знали друг друга и часто прибегали ко всевозможным уловкам, чтобы посрамить продукцию соседа и прославить свои изделия. До нас дошла любопытная надпись на одном сосуде: «Вазу сделал Евтимид, как никогда бы не смог Евфроний». Эта своеобразная реклама своей продукции, придуманная для унижения конкурента, весьма характерна.

В керамическом, как и в металлургическом производстве, ведущей хозяйственной единицей была мастерская, использовавшая труд рабов. В таких мастерских из среды безымянных гончаров особо выделялись специалисты-художники. В некоторых случаях для работы в мастерскую приглашались художники из числа граждан или метеков. Привлечь в свою мастерскую известного живописца было, конечно, выгодно, и, может быть, поэтому имена крупных художников (таких, как Эпиктет, Дурис) встречаются на вазах, выпущенных несколькими мастерскими. Очевидно, эти художники работали в них попеременно.

Керамические изделия широко экспортировались на периферию. Эта отрасль производства играла в экономике Афин большую роль. Наряду с изделиями, отличающимися высокохудожественными качествами и тонкостью работы, в Афинах производилась массовая керамика, грубо обработанная, без облицовки и росписи, удовлетворявшая нужды местной бедноты, черепица для зданий, а также сосуды, служившие тарой.

      Смотрите также

      Фивы
      О, где вы, луга Пиерии, Высокое пастбище слов? Герои поднялись какие Из белых драконьих зубов? От Кадма, посланца Востока, До Пиндара трепетных од Такая змеится дорога, Какую Геракл не пройдет. ...

      Социальная борьба после изгнания Гиппия. Выступление Клисфена
      После падения тирании в Афинах с новой силой разгорелась социальная борьба. Алкмеониды возглавили наиболее революционно настроенный демос Аттики, который выступал против реакционной знати, стремив ...

      В долине дракона
      Облака закрыли Селену, и долина Дракона — так называли место, куда направились Ясон с Медеей — погрузилась во мрак. Но, приближаясь к священному дереву, можно было увидеть нечто, испускавшее сияни ...