Начало военных действий - Архидамова война - Пелопоннесская война - История Древней Греции - История
В течение первых двух лет военные действия развивались согласно стратегическим планам воюющих сторон. В середине июня 431 г. до н. э. пелопоннесские войска вторглись в Аттику, однако из-за промедления Архидама афиняне успели укрыть людей и все движимое имущество за Длинными стенами и на островах. «Афиняне... стали переселять с полей в город женщин и детей и перевозить остальную движимость... уничтожали даже деревянные части самих жилищ, мелкий скот и вьючных животных они переправили на Евбею и другие прилегающие острова» (II, 14, 1). Пелопоннесцы направились мимо Энои через Элевсин и Триасийскую равнину по направлению к крупнейшему афинскому дему Ахарнам. Расчет Архидама был прост: он хотел вызвать афинян на бой. Угроза опустошения Аттики должна была, по его мнению, сильнее подействовать на афинян, чем само опустошение. Ведь после уничтожения их достояния афинянам нечего было бы уже терять, и они несомненно удержались бы за стенами города. Когда Архидамова политика выжидания не привела к желанному результату, он начал опустошать Аттику, особенно район Ахарн. Этот дем был расположен на расстоянии всего лишь 9 км от Афин, так что ахарняне со стен столицы прекрасно видели, как гибнет их имущество. Число гоплитов, поставляемых в афинскую армию Ахарнами, достигало 3000, и легко представить себе их возмущение бездействием Перикла.
Для того чтобы полностью осознать социальноэкономическую значимость ущерба, нанесенного вторжением Архидама в Аттику, необходимо еще обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, несмотря на значительное развитие ремесла и торговли, все же даже во время Перикла, «как в древнее, так и в последующее время, до настоящей войны, большинство их (афинян. — авт.) от рождения жило семьями на своих полях в силу привычки; поэтому нелегко им было сниматься с места всем домом, в особенности потому, что после Персидских войн они лишь незадолго до того устроились снова со своим хозяйством» (II, 16, 1). Конец приведенной выдержки мог бы показаться преувеличением со стороны Фукидида,— ведь со времени отражения Ксеркса прошло уже полвека. Однако нельзя забывать об особенностях сельского хозяйства Аттики. Жители Аттики в основном занимались не полевыми, но садовыми культурами — виноградарством и оливководством, требующими многолетнего труда до получения первых плодов.
Достаточно вспомнить ту яркую картину, которую рисует идеолог аттического крестьянства Аристофан в «Ахарнянах» (175—203). Прорицатель Амфитей приносит в бутылках три сорта договора из Лакедемона. Узнав об этом, его преследуют ахарняне.
Кряжистый, древний, крепкий, несговорчивый, Кремневый люд, вояки марафонские, И криком закричали: «А, негоднейший! Ты мир принес, а наши виноградники Потоптаны.
Отведывая от трех сортов договоров: пяти-, десяти- и тридцатилетнего, герой комедии Дикеополь заявляет, что первый пахнет смолою и воинским набором (намек на службу во флоте и в армии), второй — послами и проволочками союзников, третий же — нектаром и амвросией. Сцена заканчивается словами Дикеополя: Его беру и пью его и черпаю; Ахарняне ж пускай себе провалятся! Свободен от войны и от забот ее, Вернусь домой и справлю Дионисии.
Итак, уничтожение садовых культур должно было вселить горечь отчаяния в сердцах укрывшихся за неприступными стенами Афин крестьян. Однако Перикл, откладывая созыв народного собрания в Афинах, долго сдерживал недовольство гоплитов из сельских демов и тем фактически спас афинскую сухопутную армию от несомненной гибели. Пробыв на территории Аттики около месяца, пелопоннесцы вынуждены были отступить от Ахарн через Ороп в Беотию, а затем распустили союзные контингенты и возвратились по домам.
В следующем, 430 г. до н. э. вторжение повторилось, с той только разницей, что Архидам вступил в Аттику в начале июня и от Ахарн повернул на юговосток, в направлении на Лаврийские рудники. В эту летнюю кампанию пелопоннесцы оставались в Аттике дольше всего — около 40 дней. На этот раз страна была опустошена значительно больше, чем в предыдущем году. Но все же и в 430 г. до н. э. афинские гоплиты не вышли навстречу врагу.
В течение первых двух лет войны активные действия афинян согласно плану Перикла имели место в основном на море. Летом 431 г. до н. э. мощная эскадра в составе 100 афинских, 50 керкирских и некоторых ионических триер опустошила побережье Пелопоннеса. Определенный успех имела афинская эскадра в ионических водах. Здесь была взята в Акарнании коринфская колония Соллий, что прервало сухопутные сообщения Коринфа с северо-западом, и привлечены на сторону Афин все четыре полиса Кефаллении. Стратегически очень важный остров Закинф еще раньше выступил на стороне Афин. Переход населения Кефаллении и Закинфа на сторону афинян тем более показателен, что это были колонии Коринфа, дорические по своему составу. Правда, возможно, тут повлиял пример Керкиры, которая, несмотря на родственные связи с пелопоннесцами, тоже вступила в Афинский морской союз. Важным мероприятием афинян в первый год войны было изгнание эгинян. Весь остров был очищен от прежних жителей и распределен между 2700 клерухами.
На следующий год мощный афинский флот с 4000 гоплитов и даже конницей вышел в море под командованием самого Перикла. Флот состоял из 100 афинских и 50 хиосских и лесбосских триер. Были опустошены пелопоннесские земли вокруг Эпидавра, Трезена, Гермионы и, кроме того, Прасии в Лаконике. Зимой 429 г. до н. э. была, наконец, после больших трудностей взята Потидея.
Вообще на севере афиняне в течение первых двух лет войны добились значительных политических успехов. Им удалось привлечь на свою сторону немало фессалийских полисов (II, 22, 3). Кроме того, они заключили союз с Ситалком, царем крупнейшего фракийского племени одрисов, и обеспечили себе его военную помощь против Халкидикского союза. Уступив македонскому царю Пердикке Ферму, афиняне привлекли и его в число своих союзников.
Таким образом, с военной точки зрения ни одна из сторон за первые два года не добилась решающих ycпexов; в общем и целом война развивалась согласно прогнозу Перикла.
Смотрите также
119. Юность Геракла
Алкмена, боясь ревности Геры, отнесла своего новорожденного в поле
под стены Фив. Афина, по наущению Зевса, как бы невзначай предложила Гере
прогуляться по этому полю. «Смотри, дорогая! Какой красив ...
Рабство
Рабство «гомеровского» периода существенно отличается от рабства более позднего
времени. В этом отношении весьма показательны термины, служившие для обозначения
рабов. В поэмах рабы обычно называю ...
Экономические центры Греции в V в. до н. э.
С начала V в. до н. э. ведущая роль в экономическом развитии греческих обществ,
принадлежавшая ранее Малой Азии и островам Архипелага, переходит к европейской Греции.
В это же время приобретает бо ...