Перемирие - Архидамова война - Пелопоннесская война - История Древней Греции - История

Весной 423 г. до н. э. между Спартой и Афинами было заключено перемирие сроком на один год. Руководители спартанской политики рассчитывали на то, что перемирие приведет к миру и что им вернут пленных спартиатов, Пилос и Киферу взамен за фракийские приобретения Брасида. Равным образом и Афины были склонны к перемирию, так как хотели собрать резервы на Халкидике до отпадения от них всех полисов этого района.

Условия перемирия состояли в сохранении status quo; лакедемоняне и их союзники получали свободу торговли на море 2, но запрещалось передвижение их военных судов. Зато очень важным был пункт о перебежчиках, сформулированный спартанцами следующим образом: «Перебежчиков, ни свободных, ни рабов, не принимать в течение этого времени ни нам, ни вам» (IV, 118, 7). Включение в условия перемирия специального пункта, предусматривающего отказ от приема перебежчиков, притом со специальной оговоркой о рабах, несомненно, последовало по требованию Спарты и свидетельствует косвенным путем о наличии большого числа илотов, бежавших в Пилос.

Однако еще во время переговоров против Афин восстала Скиона, город на Палленском полуострове, отрезанный от Брасида Потидеей, находившейся тогда в руках афинских поселенцев. К Скионе присоединилась соседняя Менда. Экклесия по предложению Клеона решила осадить Скиону и перебить всех ее жителей. В ответ на это Брасид направил войска в Скиону и Менду. Отношения его с Пердиккой к тому времени испортились, и тот вступил в переговоры с афинянами, которые выслали против Скионы Никия с 50 кораблями, 1000 гоплитов и 2000 легковооруженных. Воспользовавшись поддержкой мендских демократов, афиняне захватили Менду и предложили жителям осудить олигархов и восстановить демократический строй. Скиона же была окружена осадными стенами. Согласно надписи Inscriotiones Graecae I2, 90, в это время три города боттиев: Калиндоя, Трипоя и Кемаки — заключили союзный договор с Афинами.

После окончания перемирия, летом 422 г. до н. э., под Скиону отправился Клеон, взяв с собой 30 кораблей, 1200 гоплитов и 300 всадников из афинян и еще большее число союзников. Энергичным ударом с суши и с моря он захватил Торону, «обратил в рабство торонских женщин и детей, самих же торонян, пелопоннесцев и других халкидян... всего около 700 человек, отправил в Афины» (V, 3, 4).

После этого Клеон морским путем двинулся к Амфиполю, завоевав попутно Галепс, Мекиберны, Клеоны и Акрофы. Здесь ему навстречу выступил Брасид, имевший значительный численный перевес и лучших по качеству воинов. В битве под Амфиполем (октябрь 422 г. до н. э.), окончившейся поражением афинян, погибли оба полководца: Клеон и Брасид, представлявшие — каждый в своем государстве — наиболее воинственно настроенные партии. Фукидид, описывая это сражение (V, 6—10), не скупится на обвинения Клеона в «невежестве и малодушии, в сравнении с опытностью и отвагою противника», т. е. Брасида. Действительно, военными способностями Брасид несомненно превосходил Клеона. К тому же он располагал опытными воинами, верящими в своего начальника. Клеон же командовал 1200 гоплитами и 300 афинскими всадниками, не считая, правда, больших контингентов союзников. Ни гоплиты, ни тем более всадники не питали доверия к Клеону, считая его выскочкой. Именно это обстоятельство вынудило Клеона действовать вопреки принципам военного искусства. Как пишет Фукидид, «Клеон знал ропот воинов и, не желая раздражать их пребыванием в бездействии на одном месте, ... выступил в поход» (V, 7, 2). Таким образом, поражение Клеона объясняется не только и не столько военными, сколько политическими причинами. Как бы то ни было, одновременная гибель Клеона и Брасида значительно облегчила путь к мирным переговорам.

      Смотрите также

      Миф в изобразительном искусстве
      Миф как слово (таково значение греческого «ту1Ьо8») рождался вместе с живописью на стенах палеолитических пещер вместе с пением и пляской их обитателей как часть ритуала. Развитие греческого мифа ...

      На Сицилии
      Сицилия, куда опустился Дедал, была в это время заселена несколькими народами. Первыми на пути беглеца оказались сиканы, управляемые царем Кокалом. Радостно принял Кокал великого мастера, и тот в ...

      Микенская религия
      Еще недавно наши представления о микенской религии почти полностью базировались на материале археологических исследований и раскопок. Так как многие из археологических памятников, в большей или ме ...