Перемирие - Архидамова война - Пелопоннесская война - История Древней Греции - История

Весной 423 г. до н. э. между Спартой и Афинами было заключено перемирие сроком на один год. Руководители спартанской политики рассчитывали на то, что перемирие приведет к миру и что им вернут пленных спартиатов, Пилос и Киферу взамен за фракийские приобретения Брасида. Равным образом и Афины были склонны к перемирию, так как хотели собрать резервы на Халкидике до отпадения от них всех полисов этого района.

Условия перемирия состояли в сохранении status quo; лакедемоняне и их союзники получали свободу торговли на море 2, но запрещалось передвижение их военных судов. Зато очень важным был пункт о перебежчиках, сформулированный спартанцами следующим образом: «Перебежчиков, ни свободных, ни рабов, не принимать в течение этого времени ни нам, ни вам» (IV, 118, 7). Включение в условия перемирия специального пункта, предусматривающего отказ от приема перебежчиков, притом со специальной оговоркой о рабах, несомненно, последовало по требованию Спарты и свидетельствует косвенным путем о наличии большого числа илотов, бежавших в Пилос.

Однако еще во время переговоров против Афин восстала Скиона, город на Палленском полуострове, отрезанный от Брасида Потидеей, находившейся тогда в руках афинских поселенцев. К Скионе присоединилась соседняя Менда. Экклесия по предложению Клеона решила осадить Скиону и перебить всех ее жителей. В ответ на это Брасид направил войска в Скиону и Менду. Отношения его с Пердиккой к тому времени испортились, и тот вступил в переговоры с афинянами, которые выслали против Скионы Никия с 50 кораблями, 1000 гоплитов и 2000 легковооруженных. Воспользовавшись поддержкой мендских демократов, афиняне захватили Менду и предложили жителям осудить олигархов и восстановить демократический строй. Скиона же была окружена осадными стенами. Согласно надписи Inscriotiones Graecae I2, 90, в это время три города боттиев: Калиндоя, Трипоя и Кемаки — заключили союзный договор с Афинами.

После окончания перемирия, летом 422 г. до н. э., под Скиону отправился Клеон, взяв с собой 30 кораблей, 1200 гоплитов и 300 всадников из афинян и еще большее число союзников. Энергичным ударом с суши и с моря он захватил Торону, «обратил в рабство торонских женщин и детей, самих же торонян, пелопоннесцев и других халкидян... всего около 700 человек, отправил в Афины» (V, 3, 4).

После этого Клеон морским путем двинулся к Амфиполю, завоевав попутно Галепс, Мекиберны, Клеоны и Акрофы. Здесь ему навстречу выступил Брасид, имевший значительный численный перевес и лучших по качеству воинов. В битве под Амфиполем (октябрь 422 г. до н. э.), окончившейся поражением афинян, погибли оба полководца: Клеон и Брасид, представлявшие — каждый в своем государстве — наиболее воинственно настроенные партии. Фукидид, описывая это сражение (V, 6—10), не скупится на обвинения Клеона в «невежестве и малодушии, в сравнении с опытностью и отвагою противника», т. е. Брасида. Действительно, военными способностями Брасид несомненно превосходил Клеона. К тому же он располагал опытными воинами, верящими в своего начальника. Клеон же командовал 1200 гоплитами и 300 афинскими всадниками, не считая, правда, больших контингентов союзников. Ни гоплиты, ни тем более всадники не питали доверия к Клеону, считая его выскочкой. Именно это обстоятельство вынудило Клеона действовать вопреки принципам военного искусства. Как пишет Фукидид, «Клеон знал ропот воинов и, не желая раздражать их пребыванием в бездействии на одном месте, ... выступил в поход» (V, 7, 2). Таким образом, поражение Клеона объясняется не только и не столько военными, сколько политическими причинами. Как бы то ни было, одновременная гибель Клеона и Брасида значительно облегчила путь к мирным переговорам.

      Смотрите также

      Литургии
      На богатых гражданах лежала специальная обязанность отдавать часть своих доходов обществу. Это так называемые литургии. Содержание этого термина может быть определено как деятельность на пользу го ...

      Троя и троянская воина
      Троя — ведь это не двое, не трое. Это пчелиный сцепившийся рой, Занятый странной смертельной игрою Прямо под Идой, священной горой. Наше бессмертие — только лишь слово. Троя и в этом великий прим ...

      71. Кобылицы Главка
      Главк был сыном Сисифа и Меропы и отцом Беллерофонта. Жил он в Потниях около Фив, где, в насмешку над силой Афродиты, он запретил покрывать своих кобылиц. Он надеялся, что таким образом его кобылицы ...