Сократ - Древнегреческая философия - История Древней Греции - История

Непосредственным предтечей идеалистической школы был Сократ. Мы уже говорили о том, что Сократ не был поклонником античной демократии. В «Воспоминаниях» Ксенофонта Сократ убеждает Хармида, боящегося выступить в народном собрании, что в этом нет ничего страшного. «Я и решился, — говорит он, — показать тебе, что ты, не чувствуя застенчивости в обществе самых умных людей и робости перед самыми сильными, в то же время стыдишься говорить перед самыми глупыми и ничтожными людьми. Кого ты боишься? Уж не валяльщиков ли шерсти или сапожников, или кузнецов, или крестьян, или коммерсантов, или тех, которые торгуют на базаре и думают только о том, чтобы дешевле купить и дороже продать? А ведь в общей сложности из этих-то людей и составляется народное собрание». Немудрено поэтому, что консервативный душок в философии Сократа привлекал к нему реакционную аристократическую молодежь типа Ксенофонта, Платона, Крития, Алкивиада и др.

Совершенно неслучайно, когда в 400 г. до н. э. была опять восстановлена в Афинах демократия, одним из первых был привлечен к суду Сократ как идейный вдохновитель реакции. Ведь все знали, что и Алкивиад и Критий были его учениками. Хотя обвинение, выдвинутое против Сократа, было формально вздорным, но по существу восстановленная демократия правильно увидела в Сократе своего врага.

Сократ как философ интересен постановкой проблемы теории познания; он решил ее иначе, чем софисты, которые ее решали в духе релятивизма. Сократ же утверждал, что объективная истина существует. По мнению Сократа, объективная истина прежде всего необходима в области этики. Но там объективная истина означает объективные нормы поведения. Всю свою жизнь Сократ посвятил доказательству этого положения.

Сам Сократ ничего не написал. Он родился в 470 г. и был сыном мелкого афинского скульптора.

Сначала он собирался посвятить себя этой же профессии, но затем увлекся философией, по-видимому под влиянием софистов. Сократ бросил свою профессию и превратился в нищенствующего философабедняка. Окруженный толпой своих учеников, он ходил по улицам Афин, присаживался на площадях, останавливался в портиках, вступал в разговоры со встречными и в живой беседе путем наводящих вопросов (особый «сократовский» метод) старался доказать правильность своих положений. Каждый человек, говорил Сократ, может познать добро и истину, нужно только помочь ему это сделать. Сократ называл себя акушеркой, которая помогает человеку родить содержащуюся в нем истину.

Сократ учил о повиновении богам и об исполнении законов государства. Ученики Сократа развили в целую философскую систему его учение об объективности моральных норм. Понятно, что отсюда росла идеалистическая философия.

      Смотрите также

      Южное, Западное и Северное Причерноморье в V—IV вв. до н. э.
       Историческое развитие греческих полисов, расположенных по южному, западному и северному берегам Понта Евксинского, тесным образом связано не только с историей ведущих государств Древней Грец ...

      Пелопоннес
      Южная часть Греции называлась Пелопоннесом. Основными его областями была Арголида, Элида, Лаконика и Мессения. ...

      Искусство VIII—VII вв. Период восточного стиля (750—600 гг.)
      В конце VIII в. греческие рабовладельческие полисы встали на путь могучего развития производительных сил и бурной социальной борьбы. Искусство начального периода этого процесса (примерно с 750 по ...