Сократ - Древнегреческая философия - История Древней Греции - История

Непосредственным предтечей идеалистической школы был Сократ. Мы уже говорили о том, что Сократ не был поклонником античной демократии. В «Воспоминаниях» Ксенофонта Сократ убеждает Хармида, боящегося выступить в народном собрании, что в этом нет ничего страшного. «Я и решился, — говорит он, — показать тебе, что ты, не чувствуя застенчивости в обществе самых умных людей и робости перед самыми сильными, в то же время стыдишься говорить перед самыми глупыми и ничтожными людьми. Кого ты боишься? Уж не валяльщиков ли шерсти или сапожников, или кузнецов, или крестьян, или коммерсантов, или тех, которые торгуют на базаре и думают только о том, чтобы дешевле купить и дороже продать? А ведь в общей сложности из этих-то людей и составляется народное собрание». Немудрено поэтому, что консервативный душок в философии Сократа привлекал к нему реакционную аристократическую молодежь типа Ксенофонта, Платона, Крития, Алкивиада и др.

Совершенно неслучайно, когда в 400 г. до н. э. была опять восстановлена в Афинах демократия, одним из первых был привлечен к суду Сократ как идейный вдохновитель реакции. Ведь все знали, что и Алкивиад и Критий были его учениками. Хотя обвинение, выдвинутое против Сократа, было формально вздорным, но по существу восстановленная демократия правильно увидела в Сократе своего врага.

Сократ как философ интересен постановкой проблемы теории познания; он решил ее иначе, чем софисты, которые ее решали в духе релятивизма. Сократ же утверждал, что объективная истина существует. По мнению Сократа, объективная истина прежде всего необходима в области этики. Но там объективная истина означает объективные нормы поведения. Всю свою жизнь Сократ посвятил доказательству этого положения.

Сам Сократ ничего не написал. Он родился в 470 г. и был сыном мелкого афинского скульптора.

Сначала он собирался посвятить себя этой же профессии, но затем увлекся философией, по-видимому под влиянием софистов. Сократ бросил свою профессию и превратился в нищенствующего философабедняка. Окруженный толпой своих учеников, он ходил по улицам Афин, присаживался на площадях, останавливался в портиках, вступал в разговоры со встречными и в живой беседе путем наводящих вопросов (особый «сократовский» метод) старался доказать правильность своих положений. Каждый человек, говорил Сократ, может познать добро и истину, нужно только помочь ему это сделать. Сократ называл себя акушеркой, которая помогает человеку родить содержащуюся в нем истину.

Сократ учил о повиновении богам и об исполнении законов государства. Ученики Сократа развили в целую философскую систему его учение об объективности моральных норм. Понятно, что отсюда росла идеалистическая философия.

      Смотрите также

      Непосредственные поводы войны
      Первый узел противоречий, непосредственно приведших к войне, возник на Адриатическом море в связи с Керкирой. Керкира (теперь Корфу) — самый северный и наиболее крупный из Ионических островов, пло ...

      Установление территориальных фил
      Цель Клисфена была двоякая: с одной стороны, окончательно подорвать значение родов и родовых объединений и для этого «перемешать» население. С другой — поднять роль и значение в политической жизни ...

      5. Пять веков человечества
      Некоторые отрицают, что Прометей создал людей или что люди выросли из зубов дракона. Они говорят, что земля родила людей как лучшие из ее плодов именно в Аттике и что первым человеком был Алал ...