Эолийский и ионийский архитектурные стили - Периоды ранней (600—525 гг.) и развитой (525—480 гг.) архаики - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

В то время как в европейской Греции развивался дорийский ордер, в больших торговых городах Малой Азии сложились два других архитектурных стиля — эолийский и ионийский. Первый из них не получил широкого распространения и исчез, по-видимому, уже в VI в. до н. э. Ионийский стиль, наоборот, достиг полного развития и сыграл в истории архитектуры такую же крупную роль, как и дорийский. Ионийский стиль, вероятно, сложился в конце VII или в первой половине VI в. до н. э. Основные черты, характеризующие стиль ионийского храма, те же, что и у дорийского храма, но система архитектурных форм несколько иная. Ионийская колонна выше и стройнее дорийской; она не имеет энтасиса и равномерно суживается по направлению к капители. Ствол ее покрыт большим количеством узких каннелюр (обычно 24, но иногда число их доходит до 48). Основанием для колонн служит простая четырехугольная плита и сложная круглая база, нижняя половина которой покрыта выкружками, а верхняя — желобками. Капитель ионийской колонны состоит из круглой подушки (киматий), украшенной полосой свешивающихся вниз широких яйцевидных ов и остроконечных листьев. Переход от ствола колонны к киматию составляет полоска жемчужин (астрагалы). На киматий наложена сверху другая плоская продолговатая подушка, концы которой закручиваются в спирали (волюты). Между капителью и архитравом помещается плоская прямоугольная плита (абака). Ионийский антаблемент состоит из тех же частей, что и дорийский, но архитрав его трехступенчатый, фриз гладкий, без делений на метопы и триглифы, а карниз оформлен в виде зубчатки. Составные части антаблемента обычно отделяются друг от друга полосками ов и астрагалов.

Ионийский храм, с его любовью к рельефному орнаменту, отсутствием строго размеренных чередующихся между собой триглифов и метоп и более стройными пропорциями, производит впечатление большей легкости и нарядности, чем простой и строгий дорийский храм, и допускает больше разнообразия в разработке плана и внешней отделке здания. В Ионии встречаются как небольшие храмы, так и храмы колоссальных размеров, целиком или частично сложенные из мрамора и окруженные целым лесом колонн. Мраморный храм Артемиды в Эфесе, построенный около 550 г. до н. э. архитекторами Херсифроном и Метагеном, занимал площадь в 100 × 55 м и имел двойную колоннаду (такой храм называется диптером). Общее число колонн этого храма достигало 140, и стволы некоторых из них были украшены в нижней части фигурными рельефами. Во второй половине VI в. до н. э. на Самосе был построен из известняка и мрамора столь же большой храм Геры Самосской, а при сыновьях Писистрата в Афинах начата была постройка огромного ионийского храма Зевса Олимпийского. Все эти великолепные строения не были доведены до конца отчасти вследствие грандиозности зданий, отчасти же вследствие разыгравшихся в это время политических событий. Когда городам Ионии стали угрожать персы, строительная деятельность в Малой Азии и на прилегающих к ней островах почти прекратилась, но зато ионийский ордер начал в это время завоевывать популярность в экономически расцветавшей европейской Греции. Ионийские архитекторы работали в Лаконии, Афинах и Дельфах, и влияние ионийского стиля не замедлило сказаться на формах и материале дорийских храмов поздней архаики. Большинство возводимых в это время дорийских храмов отличается несвойственной этому стилю стройностью колонн и соответственной легкостью пропорций, а некоторые из них (например, построенный Алкмеонидами храм Аполлона в Дельфах), по образцу ионийских храмов, строились теперь не из простого, грубого известняка, а из более ценного и красивого материала — мрамора.

      Смотрите также

      Деметра и Персефона
      Радуйся, матерь Деметра, обильная кормом и хлебом! Как четыре коня с зерном провозят повозку, Белые мастью, так нам царящая мощно богиня Белую пусть ниспошлет весну и белое лето, Также осень и зим ...

      Ольвия
      Из рассказа Геродота (IV, 17, 78 и сл.), по-видимому, лично побывавшего в Ольвии, можно заключить, что в его время она была уже большим, обнесенным стенами и башнями городом, оживленно торговавшим ...

      23. Происхождение и деяния Гефеста
      Бог-кузнец Гефест уродился таким хилым, что его мать Гера, чтобы не мучать себя жалким зрелищем, какое являл собой ее сын, решила сбросить его с вершины Олимпа. Но падение закончилось для него довол ...