Эолийский и ионийский архитектурные стили - Периоды ранней (600—525 гг.) и развитой (525—480 гг.) архаики - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История

В то время как в европейской Греции развивался дорийский ордер, в больших торговых городах Малой Азии сложились два других архитектурных стиля — эолийский и ионийский. Первый из них не получил широкого распространения и исчез, по-видимому, уже в VI в. до н. э. Ионийский стиль, наоборот, достиг полного развития и сыграл в истории архитектуры такую же крупную роль, как и дорийский. Ионийский стиль, вероятно, сложился в конце VII или в первой половине VI в. до н. э. Основные черты, характеризующие стиль ионийского храма, те же, что и у дорийского храма, но система архитектурных форм несколько иная. Ионийская колонна выше и стройнее дорийской; она не имеет энтасиса и равномерно суживается по направлению к капители. Ствол ее покрыт большим количеством узких каннелюр (обычно 24, но иногда число их доходит до 48). Основанием для колонн служит простая четырехугольная плита и сложная круглая база, нижняя половина которой покрыта выкружками, а верхняя — желобками. Капитель ионийской колонны состоит из круглой подушки (киматий), украшенной полосой свешивающихся вниз широких яйцевидных ов и остроконечных листьев. Переход от ствола колонны к киматию составляет полоска жемчужин (астрагалы). На киматий наложена сверху другая плоская продолговатая подушка, концы которой закручиваются в спирали (волюты). Между капителью и архитравом помещается плоская прямоугольная плита (абака). Ионийский антаблемент состоит из тех же частей, что и дорийский, но архитрав его трехступенчатый, фриз гладкий, без делений на метопы и триглифы, а карниз оформлен в виде зубчатки. Составные части антаблемента обычно отделяются друг от друга полосками ов и астрагалов.

Ионийский храм, с его любовью к рельефному орнаменту, отсутствием строго размеренных чередующихся между собой триглифов и метоп и более стройными пропорциями, производит впечатление большей легкости и нарядности, чем простой и строгий дорийский храм, и допускает больше разнообразия в разработке плана и внешней отделке здания. В Ионии встречаются как небольшие храмы, так и храмы колоссальных размеров, целиком или частично сложенные из мрамора и окруженные целым лесом колонн. Мраморный храм Артемиды в Эфесе, построенный около 550 г. до н. э. архитекторами Херсифроном и Метагеном, занимал площадь в 100 × 55 м и имел двойную колоннаду (такой храм называется диптером). Общее число колонн этого храма достигало 140, и стволы некоторых из них были украшены в нижней части фигурными рельефами. Во второй половине VI в. до н. э. на Самосе был построен из известняка и мрамора столь же большой храм Геры Самосской, а при сыновьях Писистрата в Афинах начата была постройка огромного ионийского храма Зевса Олимпийского. Все эти великолепные строения не были доведены до конца отчасти вследствие грандиозности зданий, отчасти же вследствие разыгравшихся в это время политических событий. Когда городам Ионии стали угрожать персы, строительная деятельность в Малой Азии и на прилегающих к ней островах почти прекратилась, но зато ионийский ордер начал в это время завоевывать популярность в экономически расцветавшей европейской Греции. Ионийские архитекторы работали в Лаконии, Афинах и Дельфах, и влияние ионийского стиля не замедлило сказаться на формах и материале дорийских храмов поздней архаики. Большинство возводимых в это время дорийских храмов отличается несвойственной этому стилю стройностью колонн и соответственной легкостью пропорций, а некоторые из них (например, построенный Алкмеонидами храм Аполлона в Дельфах), по образцу ионийских храмов, строились теперь не из простого, грубого известняка, а из более ценного и красивого материала — мрамора.

      Смотрите также

      Миф в изобразительном искусстве
      Миф как слово (таково значение греческого «ту1Ьо8») рождался вместе с живописью на стенах палеолитических пещер вместе с пением и пляской их обитателей как часть ритуала. Развитие греческого мифа ...

      Тесей
      Вставай, кто не спал, Вставай, кто, как дух бродячий, Очей не смыкал! Вставайте, настал День плача! Встань, матери стон, Над морем! Земля умылась. Корабль оснащен. Афинам закон — Царь Минос. Мари ...

      49. Алопа
      Была у аркадского царя Керкиона, сына Гефеста, прекрасная дочь Алопа, которую однажды соблазнил Посейдон. В тайне от отца родила она сына и приказала служанке отнести его на гору и там оставить. Шел ...