Скульптура, ее типы, направления и школы - Периоды ранней (600—525 гг.) и развитой (525—480 гг.) архаики - Искусство Древней Греции - История Древней Греции - История
Появившаяся во второй половине VII в. до н. э. монументальная скульптура в VI в. до н. э. получила широкое распространение во всей Элладе и процветала как в виде декоративной скульптуры (фронтоны, метопы и фризы храмов, надгробные и посвятительные рельефы), так и в форме отдельных статуй. Что касается статуй, то они либо изображали божества и помещались как культовые статуи в храмах, либо представляли смертных, служа в этом случае надгробными памятниками или посвятительными приношениями. Согласно греческому обычаю, человек, на долю которого выпадала какая-либо удача в жизни, воздавал за это благодарность благосклонному к нему божеству, посвящая ему ценный дар, часто статую жертвователя. Греческие святилища были полны разнообразных приношений подобного рода, посвященных в храмы как государствами, так и частными лицами.
В архаическую эпоху существовало несколько школ ваяния, из которых более значительной в VII в. до н. э. была критская школа, а позднее школы Северного Пелопоннеса, Аттики, Кикладских островов (главным образом на Наксосе и Паросе) и Восточной Ионии (Хиос, Самос и, вероятно, Милет). Каждая из этих школ имела свои традиции и свое художественное направление. Для пелопоннесских школ характерна четкая и углубленная проработка скульптурных форм и строгая тектоника статуй, для Ионии — расплывчатость и мягкость форм и нежная, любовная обработка поверхности и т. д. Но, вырабатывая свою художественную манеру, отдельные школы находились в тесном общении с другими, так как скульпторы часто работали на чужбине и произведения отдельных школ стояли в общеэллинских святилищах, где они были доступны взорам всех. Таким образом, достижения отдельных центров ваяния быстро становились общеэллинским достоянием, и в этом смысле можно говорить об общей линии развития скульптуры архаической эпохи и о стоявших перед ней общих задачах. Появление скульптуры из камня следует отнести к 30-м гг. VII в. до н. э.; по-видимому, впервые она появилась на Крите. Литературная традиция связывает это событие с именем полулегендарного художника Дедала. Древнейшие памятники греческой пластики, найденные на Крите, статуи и рельефы сделаны из легко обрабатываемого мягкого известняка и без труда отличимы по своему стилю, характерными чертами которого являются плоское, овальное лицо, плоский череп и своеобразная прическа, напоминающая египетскую.
![](images/books/1027/greece_history_img_396.jpg)
Начиная с первой половины VI в. до н. э. для изготовления статуй употребляли уже не известняк, а мрамор.
![Курос, из Аттики. Мрамор. Конец VII в. до н. э.](images/books/1027/greece_history_img_398.jpg)
Курос, из Аттики. Мрамор. Конец VII в. до н. э.
Самосе впервые введено было бронзовое литье статуй. Во второй половине VI в. до н. э. бронза становится излюбленным материалом для круглой скульптуры, ocoбенно в мастерских Северного Пелопоннеса. В то же время работа в мраморе достигает высокой степени совершенства, как показывает замечательная серия женских посвятительных статуй, найденная на афинском акрополе в развалинах зданий, разрушенных при нашествии персов.Общее развитие пластики в архаическую эпоху было направлено на разрешение одних и тех же задач.
![Так называемая Дама из Оксерра. Известняк. Ок. 625—600 гг. до н. э.](images/books/1027/greece_history_img_399.jpg)
Так называемая Дама из Оксерра. Известняк. Ок. 625—600 гг. до н. э.
Кора «675», с афинского Акрополя. Мрамор. Ок. 510 г. до н. э.
Преодолевая сопротивление консервативных элементов, прогрессивные мастера стремятся к новым достижениям, к глубокому пониманию явлений реального мира и умению воспроизводить их в своих творениях. При этом все свое внимание они сосредоточивают на немногих статуарных типах. Нагая стоящая фигура юноши как тип молодого, полного сил человеческого организма и стоящая фигура закутанной в одежду девушки — эти два простейших статуарных типа, понимаемые греками VI в. до н. э. как воплощение идеала доблести и красоты, являются ведущими, и их разработка поглощает творческие силы многих поколений художников.
До нас дошло много десятков статуй юношей (куросов) и девушек (кор). Среди них есть фигуры приземистые и непомерно вытянутые в длину, тяжеловесные и стройные, колоссы, превышающие в три раза высоту человеческого роста, и небольшие статуэтки, улыбающиеся, завитые и принаряженные красавицы, строгие матроны, атлеты с развитой мускулатурой, изнеженные подростки,— все они представлены в одной, как бы застывшей, неподвижной позе. Словно очарованные, смотрят они вперед в одну точку и боятся шелохнуться, чтобы не потерять равновесия. По всей вероятности, они представляют изображения смертных, но культовые статуи этой эпохи отличаются от них только внешними признаками.
![Курос, из Тенеи, так называемый Аполлон Тенейский. Мрамор. Середина VI в. до](images/books/1027/greece_history_img_401.jpg)
Курос, из Тенеи, так называемый Аполлон Тенейский. Мрамор. Середина VI в. до н. э.
Образцом женской статуи периода зрелой архаики может служить кора работы художника Антенора. Трактовка одежды и волос утонченна, декоративна: хитон и плащ уложены в мелкие складки, заканчивающиеся условными, ступенчатыми каймами, волосы завиты в тонкие пряди и букли и собраны в сложную прическу, на руках и в ушах — богатые украшения, на устах условная улыбка.
![Надгробная статуя Кройсоса, из Анависоса, Аттика. Мрамор. Ок. 520 г. до н. э.](images/books/1027/greece_history_img_402.jpg)
Надгробная статуя Кройсоса, из Анависоса, Аттика. Мрамор. Ок. 520 г. до н. э.
При всей своей условности и внешней декоративности акропольские коры все же знаменуют большой шаг вперед по сравнению с аналогичными статуями начала VI в. до н. э. Одежда перестала быть футляром для тела, как это было в ранней архаике; она согласуется с движением и позой фигуры и подчеркивает ее строение. Левая нога выдвинута вперед, левая рука приподнимает край одежды, отчего нижняя часть хитона натягивается и обрисовывает формы ног и бедер.
Образцом статуи куроса может служить колоссальный курос, найденный на мысе Сунии, датируемый началом VI в. до н. э. Композиция фигуры сообразуется с тремя измерениями.
![Сфинкс, из Аттики. Мрамор. Начало VI в. до н. э.](images/books/1027/greece_history_img_403.jpg)
Сфинкс, из Аттики. Мрамор. Начало VI в. до н. э.
Разработаны как фас, так и профиль и вид со спины, но различные аспекты соединены механически, без плавных переходов, подобно сторонам четырехгранного столба.
Курос из Тенеи, изваянный в середине VI в. до н. э., не похож на статую юноши из Сунии; если у последнего все члены тяжеловесны и грубы и плохо соединены между собой, то фигура куроса из Тенеи представляет атлета с крепкими мускулами и тонкими суставами. Этому общему впечатлению не мешают отдельные погрешности в анатомии. Мастер еще не понял человеческого тела в целом, но он схватил его отдельные детали и передал их с излишней подчеркнутостью, словно мускулы напряжены и готовы к действию, что не согласуется с общей неподвижностью фигуры. В период поздней архаики скульпторы уже полностью осваивают знание анатомии человеческого тела. Остается теперь вдохнуть в него жизнь. Но этот решающий шаг в истории пластики совершен был уже в период строгого стиля.
![](images/books/1027/greece_history_img_404.jpg)
![Маски кор. Терракота. Конец VI в. до н. э.](images/books/1027/greece_history_img_405.jpg)
Маски кор. Терракота. Конец VI в. до н. э.
Тема куроса и коры была главной, но не единственной темой архаической круглой скульптуры. Количество типов постепенно росло. Разрабатывались варианты статуи куроса, типы стоящего одетого мужчины, сидящей, шагающей и летящей фигур, изображения животных, сказочных существ (сфинксов) и — в период поздней архаики — всадников. Характерным является то, что созданный тип разрабатывался затем в том направлении, как и статуи куросов и кор, именно в сторону четкого построения фигуры, подробной передачи анатомии и одежды, но с повторением одной и той же позы. Круг статуарных типов архаики был поэтому ограничен, ибо главное внимание скульпторов было направлено не на изобретение новых композиций, а на освоение и усовершенствование старых.
Впрочем, это не в одинаковой степени справедливо по отношению ко всем школам скульптуры. Скульпторы островов и Ионии были наиболее изобретательны. На острове Делосе была найдена статуя летящей богини Победы — Ники. Тип летящей по воздуху фигуры был известен греческой живописи еще в VII в. до н. э. Изобразить такую фигуру на плоскости было довольно легко — стоило только придать ей позу бегущей фигуры, снабдить ее крыльями и нарисовать ее таким образом, чтобы ноги не касались земли. Достигнуть того же в круглой скульптуре было гораздо труднее, так как статуя нуждается в опоре и не может висеть в воздухе, подобно изображению на плоскости.
Неизвестный мастер (статую ошибочно приписывали Архерму), создавший Нику Делосскую, нашел наивный, но остроумный выход из затруднения. Он представил Нику в архаической позе коленопреклоненного бега, приставил к спине два огромных крыла и опустил свисающую между ног одежду ниже уровня ступней. Эти как бы случайно опустившиеся складки ткани связывают фигуру с постаментом, создают для нее опору и в то же время сохраняют иллюзию полета, так как ноги богини движутся в воздушном пространстве.
Смотрите также
165. Безумие Аякса
Когда Фетида решила вручить доспехи Ахилла самому отважному греку,
уцелевшему под Троей, только Аякс и Одиссей, храбро защищавшие тело Ахилла от
посягательств врагов, осмелились претендовать на эти ...
90. Дети Пасифаи
Среди детей Пасифаи и Миноса были Акакаллида, Ариадна, Андрогей,
Катрей, Главк и Федра. Она также родила Кидона от Гермеса и
ливийского Аммона от Зевса.
b. Ариадна сначала была возлюбленной Те ...
Греция накануне персидского нашествия. Деятельность Фемистокла
Благоприятный исход Марафонского сражения отнюдь не означал еще прекращения борьбы
с Персией, но лишь кратковременную передышку. А между тем в Греции, как и ранее,
шла непрерывная борьба между отд ...