Монеты - Источниковедение - История Древней Греции - История
Греческие монеты дают богатый материал для изучения экономических и политических отношений и культуры античного мира.
Чеканная монета появилась в первой половине VII в. до н. э. почти одновременно в двух различных областях Средиземноморского бассейна — в Малой Азии (Лидия) и в Средней Греции (остров Эгина). Монеты царей Лидии и ионических городов Малой Азии чеканились из электра — сплава золота и серебра. В эгинской чеканке в качестве монетного металла было применено серебро. Из этих двух центров система получает распространение в других городах и на островах Ионии: Эфесе, Хиосе, Самосе и др. Близкая к милетской фокейская система использовалась в самой Фокее, а также в Митилене на Лесбосе и в Кизике. Особенно широкое распространение получили чеканившиеся в городе Кизике кизикские электровые статеры — кизикины. До последней четверти IV в. до н. э. кизикины играли роль международной торговой валюты на всех черноморских побережьях. Ту же роль международной валюты играли золотые монеты персидских царей —дарики, выпускавшиеся, как и персидские серебряные монеты (сиклы), по особой персидской весовой системе.
Статер. Кизик,Мисия. Электр. Между 520—480 гг. до н. э.
Уже в течение VII в. до н. э. начинают выпускать монету крупнейшие города Ионии, прилегающие к ним острова и такие города Греции, как Коринф. С VI в. до н. э. начинается регулярный выпуск монеты городами Великой Греции, Сицилии, Северной Греции и некоторыми городами Северного и Южного Причерноморья. В V— IV вв. до н. э. каждый самостоятельный греческий полис чеканит свою монету.
От греков чеканка монеты была заимствована соседними народами. Уже в VI в. до н. э. был начат выпуск золотых монет в государстве Ахеменидов; в течение следующего столетия начинается чеканка в Карфагене, в Финикии, в Македонии, во Фракии и т. д.
Тетрадрахм. Пепаретос. Серебро. Ок. 510 г. до н. э.
В собственно Греции главенствующую роль играли две весовые системы, применяемые главным образом к серебру. Древнейшая из них, эгинская система, применялась в чеканке не только Эгины, но и большинства городов Пелопоннеса и Средней Греции, а также Причерноморья. В Афинах в эпоху Солона эгинская система сменяется эвбейско-аттической, получившей вскоре широкое распространение в городах Северной Греции, в Сицилии, Киренаике и других местах.
К эвбейско-аттической системе очень близка система коринфская, применявшаяся многими центрами Пелопоннеса и коринфскими колониями в Адриатике. Коринфские статеры и драхмы, так же как афинские тетрадрахмы и эгинские статеры, являлись одним из наиболее распространенных видов общегреческой монеты.
Кроме этих важнейших монетных систем существовало еще множество иных, менее постоянных, имевших местное значение.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ МОНЕТЫ V В. ДО Н. Э.
Тетрадрахм. Энус, Фракия. Серебро. Между 478—450 гг. до н. э.
Статер. Кипр. Серебро. Ок. 450 г. до н. э.
Тетрадрахм. Наксос, Сицилия. Серебро. Между 461—413 гг. до н. э. Статер. Эгина.Серебро. Между 456—432 гг. до н. э.
Статер. Дикея, Фракия. Серебро. Между 500—480 гг. до н. э.
Тетрадрахм. Гела, Сицилия. Серебро. До 466 г. до н. э. Тетрадрахм. Леонтини, Сицилия. Серебро. Ок. 479 г. до н. э.
Тетрадрахм. Наксос, Сицилия. Серебро. Между 461—413 гг. до н. э.
Триобол. Аркадия, Пелопоннес. Серебро. Между 490—417 гг. до н. э.
Декадрахм, так называемый демаретейон. Тетрадрахм. Сиракузы, Сицилия. Сиракузы, Сицилия. Тетрадрахм. Селинунт, Сицилия. Серебро. Между 478—458 гг. до н. э. Серебро. 480—479 гг. до н. э. Серебро. Между 465—415 гг. до н. э.
Пропонтиде. Наблюдения за периодами подъема или ослабления чеканки в каком-либо определенном центре, за постепенным падением веса монеты, за порчей монетного металла или заменой его другим, за процессом отмирания одних номиналов и развития других и т. п. дают в руки историка богатый материал для суждения об экономической и политической истории данного города или страны, о развитии или сокращении торговли.
Большое значение для историка имеет также изучение топографии находок монет и особенно монетных кладов. Большое количество кладов коринфских статеров V—IV вв. до н. э., находимых в Сицилии, Италии, западных областях Пелопоннеса и Средней Греции, указывает на распространение торговых связей Коринфа именно в этом направлении. Находки кизикинов, отдельными монетами и целыми кладами, преимущественно в области Причерноморья, говорят об известном экономическом единстве всего этого района и той роли, какую здесь играла эта валюта.
Изучение этих систем может дать очень много не только для античной метрологии, но и для истории торговли и экономических связей. Например, распространение той или иной системы может указать на экономическое единство данного района, на основные направления торговых связей и т. п. Смена одной системы другой обычно говорит об изменении экономической или политической ситуации. Так, отказ некоторых городов Халкидики от эвбейско-аттической системы веса и принятие ими абдерской системы были непосредственно связаны с падением политического влияния Афин в этом районе в результате экспедиции Брасида в 424 г. до н. э.
Статер. Серифос, Киклады. Серебро. Ок. 600 г. до н .э.
Тем же целям может служить и изучение подражаний наиболее распространенным в древнем мире монетам. Весьма показательно, что статеры Коринфа, носящие на одной стороне изображение головы Афины, на другой — Пегаса, имитируются в IV в. до н. э. не только монетами городов Акарнании, Этолии, Иллирии, но и Италии (Терина) и Сицилии (Сиракузы). Подражания афинским тетрадрахмам, на лицевой стороне которых изображена голова Афины, а на оборотной — сова, мы находим уже в IV в. до н. э. в Египте, Сирии, Вавилонии, Аравии и других местах.
Изображения (монетные «типы») на греческих монетах архаической и классической эпох дают историку меньше материала, чем монетные типы периода эллинизма и римского владычества, так как на этих ранних монетах, за очень редкими исключениями, не помещались ни портреты живых людей, ни изображения исторических событий. Портретные изображения правителей, от имени которых выпускается монета, появляются в качестве монетного типа только со времени Александра Македонского. В классическую эпоху портретные изображения встречаются только на редких монетах персидских сатрапов (Фарнабаз, Тиссаферн), на огромном же большинстве греческих монет изображаются головы или фигуры чтимых в данном городе божеств. Благодаря этому ранние греческие монеты являются хорошим источником для изучения религиозных представлений и культов. Помимо основных божеств греческого пантеона на монетах бывают часто представлены второстепенные, местные божества — покровительствующие данному городу нимфы рек и источников, мифические герои и т. д. Таковы изображения нимфы Аретусы на монетах Сиракуз, речного бога Геласа на монетах Гелы, Борисфена — в Ольвии, Тараса — в Таренте, царя Миноса — в Кноссе и многие другие. Нередко встречаются изображения целых мифологических сцен: Геракл, сражающийся с гидрой (в Фесте), Аполлон, несущий на руках ребенка Аркада (в Фенее), Аполлон, стреляющий в Пифона (в Кротоне), Тарас, плывущий на дельфине (Тарент), и т. п. Изображения реальных исторических событий появляются на монетах только в эллинистическую и особенно римскую императорскую эпоху. К более позднему времени относится и широкое распространение изображений на монетах статуй и архитектурных сооружений, особенно интересных для историков античного искусства. В более раннее время такого рода изображения встречаются только в виде очень редких исключений. К ним относятся общий вид гавани Занкле (Мессаны) на монетах этого города, голова Фидиевой статуи Зевса на монетах Олимпии.
Дидрахма из Кум. Серебро. 420—380 гг. до н. э.
Дидрахма из Велий. Серебро. IV—III вв. до н. э.
Треть статера из Метапонта. Золото, после 350 г. до н. э.
Тетрадрахм из Агригента. Серебро. 550—450 гг. до н. э.
Серебряная драхма из Гимеры. Ок. 482 г. до н. э.
Тетрадрахма из Леонтин. Серебро. 480—470 гг. до н. э.
Греческие монеты с изображением Афины (2-я половина V в. до н. э.) и нимфы Аретузы (IV в. до н. э.)
Статер из Тарента. Золото. 340—334 гг. до н. э.
Наряду с изображениями божеств на греческих монетах классической и особенно архаической эпохи часто помещаются изображения различных животных, птиц и неодушевленных предметов, по большей части являющихся атрибутами тех же божеств. На первых порах возникновения монетной чеканки такие изображения иногда являются личными или родовыми эмблемами лиц, ответственных за чеканку (например, в Афинах в VI в. до н. э., в Кизике и в других центрах); впоследствии обычно эти эмблемы или сами становятся городским гербом, или заменяются таковым (лев — в Милете, олень — в Эфесе, грифон — в Абдере и Теосе, черепаха — в Эгине и др.) и служат основным признаком для опознания монеты.
Среди «опознавательных» типов греческих монет часто встречаются такие, которые воспроизводят продукт, составляющий основное богатство или главную достопримечательность данного центра. Таковы колос и осетр на монетах Боспора, тунец на кизикинах, колос на серебряных статерах Метапонта, сильфий на монетах Киренаики и многие другие. Такие типы как бы служат иллюстрацией к экономической географии древнего мира.
Монеты многочисленных греческих и полугреческих царьков и тиранов до эллинистической эпохи в типологическом отношении не отличаются от городских монет. Только на персидских дариках и некоторых монетах Финикии помещается изображение фигуры царя, но без попытки придать ей портретные черты.
Кроме царской и городской монеты в классической Греции выпускалась, правда в весьма ограниченном количестве, монета храмовая. Известны серебряные монеты, выпущенные милетским святилищем Аполлона в Дидимах: храмовый характер их подтверждается надписью ΕΓ ΔΙΔΥΜΩΝ ΙΕΡΗ (подразумевается — ΔΡΑΧΜΗ). Вероятно, храмовыми выпусками являются серебряные статеры с изображением голов Зевса или Геры, чеканившиеся в Олимпии, некоторые монеты Аркадии и Дельф.
Особый интерес представляют союзнические монеты, чеканившиеся совместно двумя или несколькими городами. Такие монетные союзы могли быть отражением определенных политических событий или заключаться с торговыми целями. Наиболее замечательным примером союзнической чеканки первого типа является выпуск целым рядом городов (Эфес, Самос, Родос, Книд, Византий и др.) серебряных тридрахм хиосской системы с одинаковым типом лицевой стороны: младенец Геракл душит двух змей. Монеты эти были выпущены вскоре после победы Конона над спартанцами (394 г. до н. э.) и знаменовали образование антиспартанского союза; тип лицевой стороны этих монет аллегорически изображал освобождение от спартанской гегемонии. О самом существовании этого союза мы знаем только по монетам, так как письменные источники о нем молчат. Подобный же эпизодический характер имеет союзная чеканка греческими городами Малой Азии электровых статеров в начале V в. до н. э., когда эти города объединились и восстали против Персии. Большее постоянство наблюдается в союзнической чеканке таких территориальных объединений, как Беотийский союз городов (VI—IV вв. до н. э.), Халкидская лига (IV в. до н. э.) и др. Иногда соглашение о совместном выпуске монет обусловливалось интересами совместной торговли. Именно таким было соглашение между Митиленой и Фокеей о выпуске электровых статеров и гект, заключенное около 400 г. до н. э. Это соглашение хорошо известно нам из дошедшей до нас надписи. Обычно монеты, выпущенные городами-союзниками, имеют на лицевой стороне или на обеих сторонах общее для всех изображение (для Беотийского союза — щит, для Ахейского союза — голова Зевса Гомагирия и т. д.), по которому и узнается союзная чеканка, а на оборотной стороне или в поле — герб или название города, в котором произведен выпуск монеты.
Коммеморативные монеты, т. е. монеты, выпускаемые со специальной целью увековечить какое-либо событие, в рассматриваемое время встречаются редко. Так, в Афинах после знаменитой победы над персами у Марафона были выпущены специальные серебряные декадрахмы. То же было сделано и в Сиракузах после победы Гелона I над Карфагеном. Выпущенные тогда Сиракузами монеты называются обычно демаретеями, так как они были чеканены царицей Демаретой из серебра, полученного ею от карфагенян.
Греческие монеты весьма интересны и в техническом отношении. История монетной чеканки составляет особую главу в истории металлургического производства древнего мира, которая дает обильный материал для исследования процессов литья, чеканки, вырезывания штемпелей, составления сплавов и пр. В чисто художественном отношении развитие монетных типов проходит те же стадии, что и другие виды изобразительного искусства, в частности скульптура и вазовая живопись. Многие нумизматические памятники являются в подлинном смысле шедеврами, и неудивительно, что некоторые из них подписаны именами резчиков штемпелей.