Греческие общины в Крыму - История и культура греков Украины - История

Греческие общины в Крыму

В ХVII-ХVIII ст. значительная часть населения Крыма компактно проживала на юге полуострова, который входил в состав вассальных владений Османской Порты. Среди жителей Крыма было много тех, кто не принял мусульманскую веру. В 1756г. только в Кафе существовало восемь христианских церквей. В течение татарско-турецкого господства греческое население крымских городов сосредоточило в своих руках значительный процент торговли Крымского ханства, активно принимало участие в формировании внутреннего и внешнего рынка Оттоманской империи. В сельской местности греки занимались земледелием, садоводством и скотоводством. Они играли значительную роль в экономическом развитии региона.

Положение христиан в ханстве, как и во всей Оттоманской империи, определялось государственной идеологией – исламом суннитской направленности. Их социальные и экономические права были ограничены. Кроме основных государственных налогов, христиане мужского пола (за исключением священников) обязывались с 14-летнего возраста до глубокой старости платить налог на душу населения за право жить на мусульманской земле. Среди налогов, которые собирались с греческого населения Крымского ханства, существовало и много других. Так, каждый христианин был обязан платить поземельный налог и «дань сынами» («десятину с мальчиков») – налог, необходимый для пополнения янычарских и сыпазских загонов, аппарата чиновников и штата придворных. Греки выплачивали таможенный, промышленный, судовой и другие налоги в увеличенном, сравнительно с турецким и татарским населением ханства, размере. В Крымском ханстве существовала система передачи налогов на откуп, которая распространялась на самые популярные виды налогов – таможенный, торговый и промышленный.

Права христианских общин нарушались чиновниками на местах. Общественные права, культурные запросы и инициативы греков ограничивались своеволием коррумпированной бюрократической системы Османской империи. Так, греки, которые проживали в Крыму, не имели права иметь оружие и проходить военную службу. Без специального разрешения им не разрешалось строить новые и реконструировать старые храмы, переходить в другую веру (кроме ислама). В системе государственной службы «неверный» не мог занимать должность, под компетенцию которой могли б попасть мусульмане. Однако, несмотря на суровые султанские указы, эти законы иногда нарушались местной властью. Известны случаи, когда христиан принимали на службу в османское войско.

В сфере администрации, суда, народного образования и внутреннего строя христианских общин наивысшей властью был наделен Константинопольский патриарх, который стоял во главе греческих общин Османской империи. Ему принадлежало право решения спорных вопросов касательно церковной собственности, территориальных границ и взаимоотношений между крымскими митрополиями, где его верховную власть представляли назначенные им местные архиереи. Такая автономия управления христианским населением ханства закреплялась фирманом (указом) султана Магомета II.

В 1678г. Кафская и Готская епархии Крыма объединились в одну митрополию – Готско-Кафскую (Готфейско-Кефайскую). В разные времена её существования (1678-1786) должность верховного иерея занимали митрополиты-греки, направленные в Крым из Константинополя для управления делами местного греческого населения: Мефодий (1673-1680), Неофит (1680-1707), Макарий (1707-1710), Парфений (1710-1721), Гедеон (1725-1750 и 1760-1769), Дорофий (1750-1759) и Игнатий (1771-1786).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7