Православный иерарх в Крымском ханстве имел значительные полномочия во многих сферах духовной, эконо

Православный иерарх в Крымском ханстве имел значительные полномочия во многих сферах духовной, экономической и общественной жизни христианского населения полуострова. Однако митрополит был не только духовным пастырем греков, а и ответственным за христианских подданных перед государственной властью Османской империи.

Взаимоотношения между представителями разных конфессий в Крыму были не всегда толерантными, имели место факты социального и морального пренебрежения христиан и православного духовенства. На протяжении пяти столетий греческое население находилось под турецко-татарским господством, что приводило к его определённой ассимиляции. Наиболее заметным это было в юго-западной части Крыма, в тех местах и сёлах, где греки проживали вместе с татарами и составляли количественное меньшинство. Там греческое население в совершенстве знало татарский язык, много в чём переняло татарский образ жизни и хозяйствования, традиции жилищного строительства, организацию быта, особенности кулинарии, пошив одежды. Этническая ассимиляция выражалась в постепенной мусульманизации культурных обычаев и обрядов. Среди населения крымских городов и сёл, где проживали греки и татары, были распространены этнически смешанные браки. Иногда греки принимали и мусульманское вероисповедание. Несмотря на усилия греческого духовенства, которое пыталось удержать свою паству от перехода в ислам, это приводило к тому, что греческое население постепенно растворялось среди народов Востока.

При таких условиях крымские греки постепенно теряли свою самобытность, и только культурно-религиозные контакты с греками, которые проживали в других странах, помогли им сохранить свою аутентичность. Большую роль в этом сыграла деятельность православных монастырей на территории Крымского ханства, а также церкви Св. Феодора Стратилата, Св. Иоанна Предтечи, Св. Георгия недалеко от Балаклавы и других храмов, возведенных в честь христианских святых. Греческие религиозные деятели и просветители, школьные учителя из Константинополя, Янины, Иерусалима и Синая время от времени посещали города и сёла Южного Крыма. Через них осуществлялась переписка, обмен книгами, рукописями и реликвиями из библиотек частных лиц, коллекций храмов и монастырей. Часто эти сокровища передавались как подарки православным парафиянам.

Важную роль в сохранении греческой культуры и языка на Крымском полуострове играли школы, которые позволяли получить греческое образование. Детей обучали образованные, а иногда и просто грамотные духовные лица. Небольшие школы действовали при монастырях и некоторых храмах.

На протяжении длительного периода оттоманского правления христианская церковь способствовала сохранению и развитию национального образования греков из Константинополя, Малой Азии, Эпира и островов Архипелага. В Крымском ханстве также существовали начальные школы. Однако, в отличие от заграничных эллинов, греки Крыма в своём культурном развитии не имели возможности создать разветвлённую сеть учреждений национального образования.

Развитие образования греков Крыма имело и определённые общие черты с общенациональным греческим культурно-образовательным процессом времён оттоманского господства. Как и повсюду, где греки жили под властью турков, в Крыму распространение национального образования осуществлялось духовными лицами, которые работали в небольших школах при монастырях и храмах. Во главе просветительской деятельности греческих общин стояли Готско-Кефайские митрополиты. Олицетворяя наивысшую духовную и политическую власть среди христианского населения Крыма, они заботились об открытии в своих приходах национальных греческих школ, где распространялось слово христианской веры. В качестве примера они брали эллинские училища на Балканах и Афоне. Митрополиты были ответственными за процесс обучения и воспитания молодёжи перед константинопольским патриархом. Они назначали на должности учителей, утверждали избранных общинами школьных попечителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7