В своей деятельности Мариупольский греческий суд руководствовался законами Российской империи, а так
В своей деятельности Мариупольский греческий суд руководствовался законами Российской империи, а также нормами (обычного) права. Он был судом первой инстанции.
Екатеринославское наместническое, а позднее – губернское правление - держали деятельность Мариупольского греческого суда под постоянным контролем. Каждое решение суда утверждалось палатами криминального или гражданского судов, которые находились в губернском городе. Таганрогский градоначальник осуществлял наблюдение за административно-хозяйственной деятельностью греческого суда и контролировал действия полиции.
60-е годы ХIХ ст. были переломными в истории греческой общины Приазовья. Указ Александра II от 30 сентября 1859г. «Об основании в г. Мариуполе общества, отдельного от греческого» официально позволил селиться на землях Мариупольского уезда лицам не греческой национальности. Мариупольский греческий округ был передан из Таганрогского градоначальства под юрисдикцию Екатеринославского губернского правления с переименованием этого округа на Мариупольский уезд. Фактически это означало ликвидацию греческой территориальной автономии.
Это ослабило влияние греческого суда, ведь его компетенция распространялась только на греков. В этом же гожу в Мариуполе и Нахичевани полицейские функции суда были отделены от судебных.
В 1866г. греков уравняли в правах с другими поселенцами, а через три года Мариупольский греческий суд был ликвидирован. В 1874г. отменили последнюю действующую привилегию приазовских греков – освобождение от рекрутской повинности. С 1875г. греки начали подчиняться общим уездным и губернским законам. Предусматривалось введение делопроизводства только на русском языке.
Согласно переписи 1897г. , в четырёх губерниях Северного Причерноморья и в Области Войска Донского греческое население насчитывало 80.077 человек, из которых 59.145 (73,9%) проживали в сельской местности, а 20.932 (26,1%) – в городах. В трёх южно-украинских губерниях количество греков составляло: в Екатеринославской – 48740, Таврийской – 18.048, Херсонской – 897 человек. Общее количество греков в рамках Российской империи в конце ХIХ ст. (по неполным данным) составило почти 187 тыс. человек. В 1914-1917 гг. , согласно подсчётам С.Брука и В.Кабузана, численность греков Российской империи составляла 261,1 тыс. человек, либо 0,2 % общего количества населения. Если принять во внимание то, что количество новых греческих переселенцев во второй половине ХIХ – начале ХХ ст. значительно уменьшилось и происходили интенсивные ассимиляционные процессы, то упомянутые статистические сведения в целом свидетельствуют об успешном демографическом воспроизводстве греческого этноса в Российской империи.
Следует отметить, что контакты между украинцами и россиянами, которые постоянно укреплялись, способствовали диалогу культур, обмену хозяйственным опытом. Но в то же время в какой-то мере терялась культурная самобытность греков, что было связано с распространением русского языка, который был официальным и доминировал в общественной жизни. Тем более, что в Крыму греки утратили традиции письменности, а их диалекты действовали только как разговорные. Национальная интеллигенция формировалась, обучаясь в российских учебных заведениях. Несмотря на это, несколько представителей греков Приазовья сумели реализовать себя в рамках российского и украинского культурного пространства. Среди них – выдающийся художник Архип Куинджи, просветитель, педагог, учёный и общественный деятель, основатель первой в Мариуполе гимназии – Феоктист Хартахай, историк, искусствовед, член-корреспондент Российской академии наук Дмитрий Айналов и др.
Заселение земель Приазовья шло постепенно, но безостановочно. Помимо греческих, здесь в течение ХIХ ст. одно за другим появлялись украинские, русские, белорусские и еврейские поселения. Так, если в конце 60-х годов ХIХ ст. греки составляли 50% всего населения Мариупольского округа, то в середине 80-х годов – 34%, а в начале 90-х годов – 24%.
Политика царского правительства по отношению к национальным меньшинствам определялась стремлением к их постепенной ассимиляции, включению в жизнь государства. На это ориентировалась и система образования в Российской империи. Так, в 1864г. была проведена школьная реформа. Согласно «Положению о начальных народных училищах», языком обучения в многонациональной империи был русский.