История - Известные греки классической эпохи - Известные греки
История Греции в значительной степени является сложносоставной, ее трудно представить в линейном виде. В ней особо не выделяется ни процесс образования, ни расширение страны или империи, которое проистекало бы из некоей отправной точки, как это имело место в случае с Римом. Греческую историю творят процессы созидания, а позднее противостояния между собой различных городов, объединения отдельных городов в альянсы перед лицом внешней угрозы, а также создания коалиций одних греческих городов, противостоящих другим греческим коалициям. Развитие этих городов протекает различно в разные периоды времени, что служит объяснением того, что Афины, Спарта, Фивы и т.д. могли обеспечивать себе превосходство в те или иные эпохи. Ни один из городов, даже если они имели намерение, — порой реализовавшееся, — обеспечить себе верховенство над другими городами, не мог похвастаться тем, что он окончательно превратился в центр страны.
Что же такое город? Если мы можем испытывать затруднение с тем, чтобы дать определение понятию «город», то древние греки делали это уверенно. Для них сначала он являл собой общину, человеческое сообщество. Речь шла не об Афинах, а об афинянах. При этом город определялся наличием некоторого числа материальных критериев: присутствием Акрополя и Агоры. Аристотель считал, что город порождается объединением нескольких деревень. Но можно посмотреть на вопрос в таком разрезе, что с определенностью говорить о существовании города можно при наличии минимума политической организации (законов и некой полновесной власти, осуществляемой в отношении гражданина), абсолютной независимости, наличии особой формы культа.
Карта Древней Греции
Рельеф Греции служит одной из причин такого положения вещей. Горные цепи обусловили существование маленьких независимых политических образований, ревностно оберегающих свою автономию, — они весьма далеки от идеи великого объединенного государства или даже федерации, протянувшейся на большой территории. Между тем у них было чувство принадлежности к некоей единой эллинской общности. «Эллинское тело имеет одну кровь. Оно говорит на одном языке, у него одни и те же боги, храмы, здесь распространены одни и те же обычаи и практикуются похожие жертвоприношения», — писал Геродот.
До второго тысячелетия народы, не говорившие на греческом языке, но при этом достигшие определенного уровня общественной организации, жили на побережье Эгейского моря. Гомеровские поэмы, датируемые VIII веком, и обнаруженные надписи, относящиеся к этому периоду, показывают, что в этих областях проживало и население, говорившее на греческом и имевшее культуру, сильно отличавшуюся от критской. Отсюда было сделано заключение, что этнические группы, составлявшие греческий народ, появились на этой земле во втором тысячелетии. Они заложили общую основу цивилизации. Эти группы прибывали с разными волнами народных переселений, отстоявшими друг от друга во времени, — в них были распространены различные наречия. Немного известно о том, как протекало их сосуществование. Обосновываясь в континентальной Греции, новоприбывшие прибирали к своим рукам места на высших ступенях общественной иерархии. Таково было начало микенской эпохи.
История Греции оставляет у нас впечатление некоторой бессвязности и запутанности. В отличие от истории Рима, с его завоеванием Италии и его империей, история Греции не выделяется какими-либо важными событиями, которые могли бы определить четкое разделение на периоды.