Роль придворной культуры в процессе консолидации государства. - Бургундия в поисках самоидентификации - Полезно знать - Литература

Отличительным признакам Бургундского государства была его особая, неповторимая культура. Эпоха Бургундского дома династии Валуа характерна последним ярким взлетом рыцарской культуры. При бургундских герцогах позднее Средневековье предстает во всем его великолепии и завершении.

Сочетание культуры позднего Средневековья на высшем этапе ее развития и новых, ренессансных форм и обеспечили неповторимость культурного феномена Бургундии. Характерные черты культурного феномена Бургундии наиболее ярко проявились в придворной рыцарской этике.

Необходимо сразу оговориться, что рассмотрение народной культуры Бургундии не входит в задачу нашей работы. Известный исследователь культуры Средневековья А. Я. Гуревич утверждал, что народная культура подвержена гораздо более медленным изменениям, чем культура правящего меньшинства[239] и, естественно, не могла оказать помощь в процессе консолидации государства.

В политике герцогов культура решала конкретные задачи утверждения авторитета герцогского дома и подчеркивания отличительных особенностей Бургундии. В связи с этим гораздо больший интерес при рассмотрении процесса становления государства представляет именно придворная, рыцарская культура.

Отличительным признаком придворной бургундской культуры было воплощение в ее художественных формах рыцарских идеалов. Нужно отметить, что в XV в. рыцарский идеал значительно потускнел, это связано с целым комплексом причин, рассмотрение которых выходит за рамки данной работы. Можно лишь сказать, что упадок рыцарской культуры связан со снижением роли самого рыцарства.

Но, тем не менее, Бургундские герцоги избрали именно рыцарскую форму для своей культурно-идеологической платформы. Примечательно, что основная часть населения Бургундии принадлежала к давно сложившейся и устоявшейся городской средневековой культуре, и, казалось бы, принятие рыцарского идеала в качестве основной культурной парадигмы должно было привести к серьезным социальным противоречиям. Но это кажется очевидным лишь на первый взгляд.

Разумеется, эпоха истинного расцвета рыцарства начинает клонится к закату уже в конце XIII столетия. То, что следует затем, - это княжеско-городской период Средневековья, когда господствующими факторами в общественной жизни становится денежное могущество бюргерства и основывающаяся на нем финансовая мощь государства. И, тем не менее, неизменно бросается в глаза, что источники уделяют знати и ее деяниям гораздо больше места, чем это должно было быть в соответствии с действительностью.[240] Так в чем же разгадка противоречия?

Причина же заключается в том, что аристократические формы жизненного уклада продолжали оказывать господствующее воздействие на общество еще долгое время после того, как сама аристократия утратила свое первенствующее значение в качестве социальной структуры. Известный медиевист Й. Хейзинга указывал, что в духовной жизни XV в. аристократия, вне всякого сомнения, все еще играет главную роль; значение ее современники оценивают весьма высоко; значение же буржуазии – чрезвычайно низко.[241] Итак, казалось бы, можно сделать вывод: современники ошибались, следовали своим представлениям без всякой критики, - тогда как последующие исторические исследования пролили свет на подлинные отношения в эпоху позднего Средневековья. Что касается политической и экономической сфер, то действительно, бюргеры имели здесь вес и оказывали значительное влияние. Но для изучения культурной жизни данного периода заблуждение, в котором пребывали современники, отдавая приоритет аристократии, сохраняет значение истины. Даже если формы аристократической рыцарской культуры были лишь поверхностным лоском, попытаемся увидеть, как эта картина жизни блестела под слоем свежего лака.

Однако речь идет о чем-то гораздо большем, чем поверхностный блеск. Идея сословного разделения общества пронизывает насквозь все средневековые рассуждения. И дело совсем не ограничивается обычной триадой: духовенство, аристократия и третье сословие. Понятию "сословия" придается не только большая ценность, оно также и гораздо более обширно по смыслу. В общем, всякая группировка, всякое занятие, всякая профессия рассматривается как сословие. Сословие, в средневековом понимании, это состояние. Как указывал Й. Хейзинга "estat","ordo" [порядок], термин, за которым стоит мысль о богоустановленной действительности.[242] Понятия “estat” и “ordre” в Средневековье охватывало множество категорий, на современный взгляд весьма разнородных: сословия (в современном понимании); профессии; состояние в браке; пребывание в состоянии греха; придворные звания лиц, посвятивших себя служению церкви; монашеские и рыцарские ордена. В средневековом мышлении понятие «сословие» (состояние) или «орден» (порядок), во всех этих случаях удерживается благодаря сознанию, что каждая из этих групп являет собой божественное установление, некий орган мироздания, не менее существенный и почитаемый, чем Престолы и Власти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9