Филипп Добрый держал в Брюсселе пышный двор и активно покровительствовал искусствам, хотя его мецена
Филипп Добрый держал в Брюсселе пышный двор и активно покровительствовал искусствам, хотя его меценатство и было лишено гуманистической направленности. Важнейшим знамением времени стало следующее: к утехам славы и возвышенной любви прибавились радости ума. Надо, впрочем, сразу же оговориться – интеллектуальная глубина и начитанность не стали распространенным явлением, чаще всего они не шли поверхностного следования моде. Покровительство наукам и искусствам прежде всего были вопросом престижа.
Подводя итог очерку о придворной культуре, можно сказать, что бургундский двор был одним из самых блестящих и расточительных в Европе. При нем нашли свое последнее пристанище поклонники рыцарских идеалов и певцы рыцарской культуры. Эта культура крайне эстетизировалась в ту пору и выродилась в пышное представление с тщательно обученными актерами, наслаждавшимися своей игрой и постоянно старавшимися убедить себя в ее серьезности.
Ослепительные по красоте и изобретательности оформления придворные празднества и турниры, в подготовке которых участвовали лучшие нидерландские художники того времени, театрально пышные приемы посольств, а в случае войны – сборы больших армий и устройство лагерей, напоминавших города и игравших яркими красками шатров и палаток - все это создавало герцогам тот ореол величия, о воздействии которого говорит Коммин: «Я лишь поражался, что кто-то осмеливается сражаться с моим господином, поскольку считал его величайшим из всех».[296]