Все эти стилизованные прекрасные формы придворного поведения, которые призваны были вознести грубую

Все эти стилизованные прекрасные формы придворного поведения, которые призваны были вознести грубую действительность в сферу благородной гармонии, входили в великое искусство жизни, не снижаясь при этом до непосредственного выражения в искусстве в более узком смысле.[288] Формы повседневного обихода с их внешне альтруистической непринужденностью и предупредительностью, придворная пышность и придворный этикет с их иерархическим великолепием и серьезностью, праздничный обряд свадьбы и радостное убранство парадных покоев роженицы - красота всего этого ушла, не оставив непосредственных следов в искусстве и литературе. Средство выражения, которое объединяет их все, - не искусство, а мода. В XV в. область моды или, лучше сказать, нарядов гораздо ближе примыкает к сфере искусства, чем кажется на первый взгляд. Не только из-за того, что обязательные украшения, так же как и металлические предметы отделки одежды, вносят в костюм непосредственный элемент прикладного искусства. Моду связывает с искусством общность основных свойств: стиль и ритм для нее так же необходимы, как и для искусства. Позднее Средневековье неизменно выражало в одежде стиль жизни в такой мере, что современному человеку не возможно даже представить. В повседневной жизни различия в мехах, в фасоне шляп, чепцов, колпаков выявляли строгий распорядок сословий и титулов, подчеркивали нежные или трагические чувства.[289]

Из всех видов отношения к жизни эстетическая сторона была разработана с особой выразительностью. И чем больше было в таком отношении заложено красоты и нравственности, тем в большей степени формы, в которых оно выражалось, способны были стать чистым искусством. Траур ярко и выразительно претворяется в долговечных и величественных произведениях искусства – в надгробных памятниках. Учтивость и этикет обретают красоту исключительно в самой жизни, в одежде и в роскоши.

Говоря о культуре Бургундии, помимо придворной жизни, выраженной в форме рыцарского идеала, необходимо сказать еще об одном аспекте, а именно о художественной культуре.

Сфера искусства полностью смыкается с придворной культурой, которая была ее основным заказчиком и потребителем. Между тем в данный период искусство начинает проявлять себя более самостоятельно, проявляются новые тенденции, связанные, прежде всего, с расцветом французского и нидерландского Ренессанса.

Культурная жизнь начинает смещаться в Нидерланды еще при первых герцогах, и Филипп уже переносит свой двор в Брюссель,[290] поближе к центру экономического и культурного напряжения страны. Нидерландское искусство оказало существенное влияние на придворную этику, да и на мировоззрение герцогов, внеся в них ренессансные элементы, о чем было уже упомянуто.

Придворная жизнь, с ее великолепными турнирами, театрально пышными празднествами, роскошно оформленной властной функцией требовала лучших художников того времени, которые в большинстве своем выходцами из Нидерландов. Женитьба Карла Смелого на Маргарите Йорк в 1468 г. потребовала привлечение 300 художников для оформления праздника.[291] Великолепные портреты герцогов дошли до нас именно в исполнении нидерландских живописцев. Конечно, расцвет северного Возрождения еще впереди, но уже у истоков бургундские герцоги поддерживали искусство и активно покровительствовали ему.

Привлечение ко двору знаменитых художников было еще одним способом укрепить свой авторитет и поднять свой имидж, и бургундские герцоги широко использовали эту возможность.

Уже первый герцог Филипп Храбрый принадлежал к числу крупных меценатов и коллекционеров того времени. Для упрочнения своего авторитета как государя герцог начал строительство Шанмоль в Дижоне, он должен был стать символом могущества герцогов, своего рода бургундским Сен Дени, Филипп Храбрый задумал его родовой некрополь. Строительство велось с размахом: из всех подвластных земель приглашали мастеров, материалы привозили из Италии, Голландии, Франции. Руководил работами архитектор Друэ де Даммартен и скульптор Жан де Морвиль.[292] Для оформления монастыря был приглашен прославленный мастер Мельхиор Брудерлам, этот мастер, уроженец Ипра, с 1384 г. работал в Бургундии. Он украшал картинами пышный алтарь церкви дижонского монастыря.[293]

В 1397 г. герцог пригласил к себе придворным художником крупного живописца Жана Малуэля, покинувшего ради этого парижский королевский двор. При бургундском дворе работали и прославленные братья Лимбурги.[294]

В 1425 г. на службу герцогу Филиппу Доброму поступает Ян Ван Эйк, с жалованием 100 ливров в год. Просвещенный герцог при всей своей хитрости и жестокости имел достаточно ума и такта не только не мешать художнику, но и поддерживать его и ограждать от несправедливости.

На меценатскую деятельность тратились большие средства. Так в 1435 г. герцог повысил жалование Ян Ван Эйка до 360 ливров. Герцогские бухгалтеры отказались выплатить такую огромную сумму, и потребовалось личное вмешательство герцога.[295]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9