Положение рабов в Греции - Рабовладение в греческом полисе - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История

С точки зрения правовой раб не считался личностью. Он не имел семьи; семейные отношения рабов и рабынь не считались браком; дети рабыни рассматривались как приплод, принадлежавший ее хозяину. Рабы находились в полной власти своего хозяина. Рабовладелец мог заставить раба заниматься тем или иным ремеслом, мог его продать или убить. Лишь позднее право рабовладельца убивать раба было ограничено законом. В Аттике, например, запрещалось убивать раба. Но ареопаг, обычно судивший уголовные преступления, как уже указывалось, не ведал делами об убийстве рабов, и убийца раба присуждался лишь к временному изгнанию: он мог вернуться обратно, принеся искупительную жертву и выплатив пострадавшему рабовладельцу «цену крови».

Когда произвол хозяина становился невыносимым, раб мог воспользоваться «правом убежища». Таким убежищем, например, был в Афинах так называемый Тесейон (храм Гефеста) и святилище Евменид. Пока раб находился в убежище, он считался неприкосновенным. По аттическому закону раб, прибегнувший к покровительству божества, уже не возвращался прежнему хозяину, а перепродавался в другие руки.

Раб не мог вести самостоятельно никаких дел, и в случае, если суду нужны были его показания, они давались под пыткой, так как раб, по воззрениям греков, не мог, подобно свободному человеку, давать присягу; доверять же просто показаниям раба не считалось возможным. Для раба налагаемый судом штраф заменялся бичеванием, причем один удар плетью приравнивался к драхме. Если раб действовал с ведома господина, он подвергался пятидесяти ударам плетью, если без ведома — ста. Раб, замешанный в убийстве, подвергался смертной казни.

Побои и истязания рабов были обычным явлением. По требованию господина раба заковывали в кандалы, заключали в низкие и узкие темницы, так что он не мог ни выпрямиться, ни лечь, ни сесть; рабов вытягивали на блоках различных форм, лишали пищи, отправляли на тяжелые работы (на мельницу или в рудники); у беглых рабов на лбу выжигали клейма. В Афинах рабы находились в относительно лучшем положении, чем в других греческих государствах. Опасения того, что поставленные в невыносимые условия рабы легко могут восстать, привели к вмешательству государства во взаимоотношения рабов и рабовладельцев и запрещению самочинных расправ с рабами. Такое положение афинских рабов возмущало противников демократии. «Очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится», — жаловался автор псевдо-ксенофонтовой «Политии», выражая мнение наиболее реакционных афинских рабовладельцев.

Можно также предполагать, что и в отношении к домашним рабам афиняне проявляли бóльшую гуманность, чем рабовладельцы других городов. Например, в комедиях Аристофана нередко можно встретить в числе действующих лиц раба, поучающего своего хозяина.

Нельзя забывать, однако, что большинство наших сведений относится к рабам государственным, положение которых было значительно лучше, чем рабов других категорий.

      Смотрите также

      Географические условия Спарты
      Территорией, на которой возникло Спартанское государство, была долина реки Еврота, получившая название Лаконики или Лакедемона. С запада над этой долиной отвесными террасами вздымается горный хреб ...

      Одиссей
      И не было странствиям нашим конца. Души друзей моих слились с уключинами и веслами, с неуловимым ликом, высеченным на носу корабля, с кругом руля, солеными брызгами. Один за другим покидали меня м ...

      Острова Ионийского моря
      У западных берегов Греции расположены Ионические острова (их 116), похожие на рассыпанную цепь меловых и известковых гор, наполовину погруженных в море. Самый значительный и плодородный из них Кер ...