Элейская философская школа - Древнегреческая философия - История Древней Греции - История

Но в это же самое время был создан и второй антитезис.

Почти одновременно с учением об изменчивости материи было создано диаметрально противоположное учение о неизменности бытия. Около 515 г. в маленькой греческой колонии Элее в Южной Италии родился будущий философ Парменид. Он стал основателем элейской философской школы. Подобно тому как бурная жизнь ионийских городов с их ожесточенной классовой борьбой подсказала Гераклиту его главное положение «все течет», так обстановка отсталой земледельческой Элеи привела Парменида к противоположному тезису: «Ничто не течет, ничто не изменяется, бытие неизменно».

Парменид построил свою философию на последовательном применении основного положения рационализма, гласящего, что бытие и мышление тождественны: все, что существует, может быть мыслимо, а все, что мыслится, тем самым уже существует. Для философского рационализма, в частности для греческого рационализма, тезис о тождестве бытия и мышления является краеугольным.

Парменид выводит свою систему из следующего тезиса: «Бытие есть, а небытия нет, и его ни помыслить, ни высказать нельзя».

На первый взгляд это кажется философским трюизмом: того, чего нет, конечно нет!

Но посмотрите, что выводит из этого положения рационалист Парменид. Во-первых, вселенная вечна, так как небытие не существует и следовательно не могло быть ни одного мгновения, когда бы бытие не существовало. Во-вторых, материя сплошь наполняет всю вселенную, потому что если бы материя имела промежутки, то эти промежутки были бы пустотой, а так как пустота (т. е. небытие, по мнению Парменида) не существует, то не существует и промежутков между материей. В-третьих, вселенная неподвижна и неизменна, так как если нет промежутков между вещами, то не может быть и движения; движение возможно только там, где есть пустота, куда можно было бы двигаться. Значит, мир неизменен и неподвижен. Всякое видимое движение только кажущееся.

Ученики Парменида, Зенон из Элиды и Мелис из Самоса, развивали отдельные положения учителя. Особенно известен Зенон с его доказательствами невозможности движения. Антитезис Парменида вырос из той же ионийской натурфилософии, что и антитезис Гераклита. Гераклит подчеркнул одну сторону — текучесть вещей, а Парменид другую — неизменность вещей.

Таким образом из первичного единства ионийской натурфилософии вышли две диаметрально противоположные школы — Гераклита и Парменида.

Идеология имеет некоторые собственные законы диалектического развития. Вот почему, когда из школы ионийских натурфилософов, из первичного философского тезиса, получились две антитезы, это было противоречием, которое философская мысль должна была разрешить.

      Смотрите также

      Искусство классической эпохи
      Искусство V в. до н. э. принято разделять на две эпохи: эпоху строгого стиля и эпоху Фидия, знаменующую собой наивысший расцвет античного искусства, когда новые художественные принципы, вместе с в ...

      Искусство IV в. до н. э.
      Общая картина развития искусства в IV в. до н. э. значительно сложнее, чем в предыдущее время. Живопись переживает эпоху расцвета и развивается в направлении, указанном первыми мастерами светотени ...

      Остановись, смертный!
      Не иди путями бессмертных, если в тебе бьется смертное сердце и течет в жилах человеческая кровь. Не дозволит Немесида увидеть то, что сокрыто от взгляда смертных. Не пройти тебе мимо Горгон, при ...