Переселение греков из Крыма в Приазовье - История и культура греков Украины - История

Переселение греков из Крыма в Приазовье

С середины XVIII столетия российский интерес к Крыму наполнялся реальным смыслом, что не могло не повлиять на всю систему общественных отношений на полуострове. Именно с этого времени Россия начала реализовывать две важные, тесно связанные между собой стратегические задачи, – выход в Чёрное море и хозяйственное освоение территорий Северного Причерноморья. Это встретило сопротивление со стороны Османской империи, и для ослабления своего геополитического противника российское правительство развернуло активную работу среди христианского населения Османской империи и Крыма.

Российские дипломаты часто сообщали в Петербург, что христианское население Крыма находится под влиянием ислама, который быстро распространялся. Такие же сообщения приходили и в центр христианства – Константинополь. С целью противодействия этому влиянию было принято решение назначить члена Вселенского патриаршего синклита Игнатия митрополитом Готфейско-Кефайской епархии – очага православного христианства в Крыму.

23 апреля 1771г. Игнатий приехал в Крым и объявил местной пастве об этом назначении Константинопольской церкви. Митрополит стал очевидцем того, как прежде гордые сыны Эллады, поселившиеся в этом благословенном уголке тысячелетия тому назад, были теперь народом подавленным, униженным, усвоившим нравы, обычаи, одежду и язык новых властителей Крыма, татар и турок. (Греки в Крыму поселились еще в VII в. до н.э. В первой половине XIII в. здесь появились татары, в 1475г. – турки.)

О бесправном и тяжелом положении христиан в Крыму свидетельствуют факты. Например, при малейшем поводе, при нежелании говорить по-татарски, разъяренные толпы татар в порывах злости могли резать христиан, уничтожать их церкви, разорять монастыри, уничтожать иконы и церковные книги. В условиях беспокровительственной жизни, из-за давления, гнета, дикой наглости и своевольства со стороны господствующего элемента с чуждой христианам культурой, христианство в Крыму постепенно таяло. Под влиянием бытовых и социальных условий крымские христиане с XVI в. постепенно стали перенимать образ жизни, язык, обычаи татар. В XVIII в. общественный и семейный быт христиан уже совсем потерял первозданную форму; хозяйственный быт, жилища, пища были татарскими; татарскими стали обычаи, изменились даже церковные обряды; исказился и обеднел богатый классический язык греков. На турецко-татарском языке, но греческими буквами писались грамоты и распоряжения митрополитов. В народе царило полное невежество и отупение, школ не было. Греческим оставались лишь язык религии, церкви и письменности, хотя и в эту сферу стал проникать турецко-татарский язык – на нем стали выходить евангелие и другие церковные книги. Хотя в таких тяжелейших условиях многие христиане еще с большим рвением старались сохранять свою религию, тем не менее, позиции христианства ослабевали, христианское население сокращалось, уменьшалось количество христианских епархий. В Крыму митрополит Игнатий стал истинным предводителем христианства и все свои силы направил на возрождение и сохранение греками их национального самосознания и православной веры.

В это время шла очередная русско-турецкая война, в ходе которой русские войска заняли полуостров Крым. Как известно, в периоды военных столкновений отношения между христианами и мусульманами в Крыму традиционно обострялись. Испытывая социальный, религиозный и национальный гнёт, Игнатий вынужден был искать защиту для греков в России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10