А.Суворов стремился убедить жителей Крыма, что это делается в их интересах, однако подавляющая часть

А.Суворов стремился убедить жителей Крыма, что это делается в их интересах, однако подавляющая часть греков, несмотря на ухудшение жизненных условий вследствие войны, достаточно скептически отнеслась к щедрым обещаниям российского правительства. Как отмечалось выше, материальное положение их в Крыму было неплохим. Греки не желали бросать дома, хозяйства, собственное дело. Они были привязаны к крымской земле, здесь были их друзья, родственники от смешанных браков, могилы предков. Следует отметить, что препятствием стало и то, что крымская власть начала запрещать переселение.

Вот почему, когда 23 апреля 1778г. , на Пасху, митрополит Игнатий после службы объявил пастве о приглашении Екатерины II переселиться в Россию, это сообщение вызвало не ожидаемое воодушевление, а даже сопротивление со стороны части греков, которые заявляли о нежелании переселяться. Только после длительных переговоров, 16 июля этого же года, митрополит и греческие избранники отправили из Бахчисарая запрос с условиями переселения в Россию. В эти же дни был обнародован Манифест духовенства во главе с митрополитом Игнатием с описанием угнетенного положения христиан и с призывом переселиться в Россию. 17 июля были направлены письма А.Суворову, Л.Румянцеву с просьбой до начала вывода христиан дать им грамоту императрицы, гарантирующую выполнение их условий. 22 мая Шагин-Гирей издал Указ о разрешении переселения христиан без принуждения. Уже 28 июля из Бахчисарая вышла первая группа христиан, которая состояла из 70 греков и 9 грузин.

18 сентября 1778г. из Крыма вышла последняя партия христиан во главе с митрополитом Игнатием. А.Суворов отправил российскому правительству сообщение, что выход крымских христиан закончен. К документу А.Суворов приложил ведомость, где указывалось не только общее количество переселенцев, а и количество переселенцев - греков и места, из которых они переселялись. Из городов указывались Кафа (1.647 человек), Бахчисарай (1.321 человек), Карасубазар (1.004 человек), Козлов (174 человек), Старый Крым (109), Бельбек (703 человека), Балаклава (82 человека), а из сёл – Алоати (113 человек), Шапмари (103 человека), Комари (475 человек). Всего было выведено 31.098 человек, из них греков – 18.333, армян – 12.385, грузин – 219, волохов – 161. После выхода христиан из Крыма их дома были заселены татарами, а часть с согласия хана и правительства были отданы в некоторых городах (Бахчисарай, Козлов, Кафа) под квартиры для расположения российских войск. Временно остались в Крыму 288 христиан, из них – 60 греков.

Несмотря на исключительную ценность ведомости А.Суворова, содержащиеся в ней данные существенно грешат. С учётом умерших в ходе переселения и продолжавших переселяться после сентября 1778 года апрельская перепись 1779г. в Азовской губернии определила, что вышедших из Крыма христиан было 30.233, из них 15.719 греков, 13.695 армян, 664 грузина и 162 волоха.

Организация выселения греков была подготовлена плохо. По времени оно пришлось на осень-зиму. Только что, оставив границы Перекопа, переселенцы натолкнулись на большие трудности. Отсутствие тёплой одежды, нерегулярность в обеспечении их продуктами были только частью тех бед, с которыми они столкнулись. Всплеск эпидемий привёл к массовой смертности. По подсчётам исследователей, во время переселения греки потеряли около 3,5 – 4 тыс. человек. (По данным С.Калоерова, общая численность человеческих потерь греков после выхода из Крыма и до заселения в Приазовье достигает более 2,5 тыс. чел.) Часть греков убежала. В дорогое происходили волнения. Однако митрополиту Игнатию удалось уговорить паству продолжить переселение. В этот период было тяжело установить точное количество христиан (особенно греков), которые переселялись из Крыма в Приазовье. Трудности в подсчёте переселенцев заключались в том, что эмиграционный процесс из Крыма в Новороссию продолжался и в последующие годы. Греки партиями приезжали в Александровскую крепость (ныне г. Запорожье), где проходили регистрацию, карантин, а потом отправлялись дальше на север Азовской губернии, вдоль рек Орель и Самара от Екатеринослава (г. Днепропетровск) почти до Харькова. Здесь они размещались на зимний постой в селах и хуторах. Сам митрополит Игнатий поселился в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре, вел службу, ездил по местам проживания греков, помогал в их обустройстве. Многим грекам пришлось зимовать под открытым небом. Неупорядоченность быта, большая скученность людей в домах, холод, голод и болезни вызвали повышенную смертность среди поселенцев, а также побеги в Крым. К тому же царское правительство не выполнило обещания относительно территории расселения греков. Обещанная под застройку территория была уже давно заселена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10