Из трёх основных версий относительно даты основания Мариуполя С.Калоеров считает наиболее аргументир

Из трёх основных версий относительно даты основания Мариуполя С.Калоеров считает наиболее аргументированной 8 августа (26 июля по старому стилю) 1780 года.

В 1781г. в Мариуполе насчитывалось 596 дворов с населением 2.725 чел. По меркам тех времен, это довольно большой город. Например, в это же время в Таганроге проживало всего 187 чел., в Екатеринославе 336 чел. Кроме Мариуполя, греки основали в Приазовье 21 село. Урумы и румеи расселялись отдельно. Урумы основали Бешев, Богатырь, Камару, Карань, Керменчик, Старый Крым, Ласпи, Мангуш и Улаклы. Румеи – Большую Каракубу, Большой Янисоль, Константинополь, Малоянисоль, Сартану, Стылу, Чердакли, Чермалык, Урзуф и Ялту. Грузины, которые переселились из Крыма вместе с греками, поселились отдельно и основали село Георгиевку, которую позже переименовали на Игнатьевку (в честь митрополита Игнатия). Позднее к ним подселили волохов и молдаван. Первыми в апреле 1779г. были основаны греческие села нынешнего Великоновоселковского района. Остальные села были основаны в апреле 1780 году после выхода Указа по Азовской губернии о заселении Мариупольского уезда. Село Чембрек стало двадцать первым поселением, которое в 1781г. слилось с Малоянисолем.

Митрополит Игнатий принимал активное участие не только в выборе территории для застройки города, сел, но и уделял значительное внимание выбору места для расположения церковных сооружений, активно способствовал поиску средств для строительства жилья, церквей. На новом месте переселенцы строили церкви в честь, прежде всего, тех святых, которым они поклонялись в Крыму. Так, в 1780г. Игнатий заложил для выходцев с.Мариам деревянную Успенскую церковь. Благодаря его стараниям во всех греческих сёлах были построены парафияльные церкви. Богослужение в них велось исключительно на греческом языке, что способствовало национальной обособленности греков, возрождению их духовной культуры. Возводились храмы и в честь других Святых.

Осенью 1780г. , после поселения, в Азовской губернии насчитывалось 28.807 христиан, из них греков и грузин 14.035, армян 14.635, из которых поселились в Нахичеване 14.266 человек, волохов 137. По первой после поселения в Приазовье губернской переписи населения, в июне 1781 года греков, грузин и волохов в Мариупольском уезде стало 14.483 человека, армян – 11.968 человек, из них более 10 тыс. проживали в г. Нахичеване.

В Мариуполе и близлежащих сёлах действовали 23 церкви, где служили 45 священников.

28 июня 1780г. для решения административных, полицейских и судебных вопросов в уезде был создан Мариупольский греческий суд, который просуществовал до 1869г.

Таким образом, переселение греков из Крыма в Северное Приазовье было одним из выдающихся событий в истории греческой диаспоры Украины. Оно имело существенные экономические и политические последствия и привело к формированию на украинских землях достаточно специфического в этнокультурном и социальном отношении греческого очага. Основные причины переселения были связаны с комплексом политических и экономических интересов Российской империи – от стремления «маленькими шагами» обеспечить аннексию Крыма до установления геополитического доминирования в Восточном Средиземноморье. Важным фактором служила и необходимость хозяйственного освоения южно-украинских земель.

На мотивацию греков решающее влияние оказали ожидаемые экономические и автономистские перспективы, которые обещало царское правительство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10