Культы, носящие частный характерКульты частного характера ритмизируют жизнь граждан. Они связаны с в
Культы, носящие частный характер
Культы частного характера ритмизируют жизнь граждан. Они связаны с важнейшими жизненными этапами.
Жизнь крестьянина располагается очень близко к орбите пребывания богов. Ему приходится просить их о многом: о ниспослании солнечной погоды или дождя, в зависимости от времени года, о хорошем урожае, об обеспечении здоровья своему стаду . И ритуалы, относящиеся к сфере его личной жизни, весьма просты: символический жест, обращенный в сторону солнца, краткая, но часто произносимая молитва, помещение камня в кучу камней, символически обозначающее присутствие бога в этом месте, и т.д. Превалируют ритуалы, относящиеся к сфере сельского хозяйства. К примеру, праздник Фесмофорий, устраиваемый в честь Деметры. В нем принимают участие только женщины, носительницы плодородия, что свидетельствует о сельских корнях полиса.
В частных домах — во дворе — имеется маленький домашний алтарь, посвящаемый Зевсу. На этом алтаре можно совершать жертвоприношения. Он может иметь круглую или прямоугольную форму, обычно над ним надстраивается фриз. Зевс получает имя Ктесиос, что в данном случае означает «даритель и сохранитель семейного имущества»; он становится хранителем дома и гарантом исполнения законов гостеприимства. В глубине дома имеется очаг, местопребывание Гестии, богини очага и домашних добродетелей, ей воздаются ежедневные почести. В данном месте горит вечный огонь. Тут исполняются многочисленные ритуалы. У дверей дома часто стоит статуя Аполлона, Гермеса или Гекаты.
Каждый полис, находясь под покровительством того или иного божества, имеет свой алтарь, посвященный этому божеству, где горит неугасаемое пламя. В Афинах это расположенный на Агоре Тол ос, внутри которого горит этот священный огонь.
Основные семейные ритуалы — это очищения, молитвы и подношения.
Молитва вводит человека в контакт с богом. Она вербальная и произносится вслух; нацелена на то, чтобы быть услышанной богом, так же, как она слышится простым смертным. Молитва представляет собой воззвание. Молятся стоя, при этом руки могут быть подняты, когда человек обращается к небесным богам, или же опущены, когда он обращается к богам преисподней. Можно напоминать богам об уже исполненных ими благих деяниях или же формулировать просьбы.
Молитва сопровождается подношениями. Они могут быть простыми: несколько колосьев, цветы, пироги или же первые плоды урожая. Подношения совершаются от случая к случаю. Гесиод советует совершать регулярное жертвенное возлияние вина (по нескольку капель) — каждое утро и каждый вечер внутри дома. Практикуются и более богатые подношения: одежда, украшения и т.д.
Культы мистериального характера
Крупные религиозные праздники выливаются в массовые действа, но, надо отметить, официальная религия не проявляет заботы относительно личного благополучия верующего. Напротив, параллельно существующие религии мистериального толка обещают счастливое бессмертие своим адептам. Некоторые, ввиду окружающей их атмосферы секретности, вызывают подозрение у государства. Другие на законных основаниях практикуются, в их числе Элевсинские мистерии, поддерживавшиеся Афинами. Они были сориентированы на фигуры богини Деметры и ее дочери Коры. В их число входят также Дионисийские мистерии, эпидаврские и орфизм. Эти культы возникли в VII—VI веках.
Элевсинские мистерии: праздник в честь Деметры, в мифе о которой явлена аллюзия на растительный цикл, — растительность черпает свою силу в подземном мире и являет себя во всей полноте в мире земном. В мифе рассказывается о том, что после похищения ее дочери Персефоны Плутоном, царем подземного мира, Деметра, пребывая в безутешном состоянии, занялась поисками своего чада и оставила в небрежении землю и приносимые ею урожаи, что привело к страшному недороду. Тогда вмешался Зевс и доставил Персефону ее матери на следующих условиях: Персефона каждое лето, после периода молотьбы, спускается к своему богатому супругу, а в октябре возвращается к своей матери.
Праздники являются сложносоставными, они длятся десять дней. В первый день эфебы отправляются из Афин в Элевсин. На второй день священные предметы — какие конкретно, неизвестно — отправляются, будучи сокрытыми от постороннего взгляда, из Элевсина в Афинский Элевсинон, для этого организуется торжественная процессия. На третий день будущие инициаты (мисты) собираются в стоа пойкиле. На четвертый день они направляются к морю, в Фалерскую бухту, где под возгласы «морских мистов» они, будучи полностью одетыми, заходят в море, при этом каждый тащит за собой свинью, которую затем приносят в жертву. Затем следуют два дня возвращения в Афины, и на седьмой день процессия возвращается в Элевсин. По ходу движения колонны имеет место акт буффонады: вблизи моста начинаются нападки (гефиризм) на процессию. В ходе этого условно-театрализованного действа процессия осыпается пошлыми шутками, и разворачивается подобие сражения. Наконец, процессия достигает Элевсина, где имеет место инициация в собственном смысле этого слова. Она длится три дня в Телестерионе. Что же именно там происходило? Тут все покрыто пеленой таинственности, суть происходящего держится в строгом секрете. На основании некоторых аллюзий авторов той эпохи можно заключить, что мисты в полной темноте продвигаются к развилке, от которой ответвляется множество ходов, там им являются пугающие видения, наконец, они приходят в область полного света, где погружаются в созерцание (эпоптею). Чего? Об этом немного известно. Согласно легенде, богиня Деметра показала смертному, Триптолему, зерно пшеницы и научила его сеять этот злак (сам процесс запечатлен на представленном в музее Афин красивом барельефе, вне всякого сомнения, некогда занимавшем свое место в Телестерионе). Полагают, что во время инициации мистам могло быть явлено как раз пшеничное зерно. О нескольких этапах этой инициации мы знаем от Отцов Церкви, к примеру, от Климента Александрийского (« Увещание к эллинам»). Хотя он и критикует очень жестко мистерии (разврат и блуд), не приходится думать, что он совершенно искажает реальность, поскольку его речь, адресованная язычникам, зачастую прошедшим инициацию, не вызывала бы в противном случае никакого доверия. Есть своя правда в том, что он описывает. Несомненно, присутствуют сексуальные символы в священных предметах (иера), открываемых инициатам, имеет место обряд иерогамии (священного брака), символической или реальной, заключаемой между великим жрецом (иерофантом) и жрицей. Возможно, при помощи мимики и жестов разыгрывалась сцена, отсылавшая к тому эпизоду из «Гимна Деметре», где служанке царя Элевсина Келея Ямбе удается ненадолго рассмешить непристойными шутками тоскующую по своей пропавшей дочери Деметру. Вся эта инициация имела своей целью освободить посвящаемого от страха смерти, обещая ему другую жизнь на примере пшеничного зерна, которое прорастает, умирает и вновь возрождается. Платон («Федр», 250 Ъ) говорит о «сияющей красоте» посвящения.