Анфестерии, устраиваемые в Афинах в честь Диониса, начинаются ежегодно в 11-й день месяца Анфестерио

Анфестерии, устраиваемые в Афинах в честь Диониса, начинаются ежегодно в 11-й день месяца Анфестериона, продолжаются они три дня.

В первый день, именуемый днем откупоривания кувшинов, торжественная процессия проносит глиняные кувшины с новым вином в святилище Диониса, расположенное в болоте (Лимнайон), где их откупоривают. Бог получает свою долю вина. Второй день, Хоэс (праздник кружек), посвящается винным возлияниям, проводимым в виде состязаний: их участники должны выпить с максимальной скоростью вино из наполненного доверху резервуара, вместимость которого чуть меньше трех литров. Победитель получает бурдюк вина и венок. Затем веселое сборище (все в масках) провозит на повозке идол Диониса в святилище, так отмечают прибытие бога в Аттику на судне. В этот день имеет место еще один очень важный ритуал: процессия доставляет царя, роль которого исполняет архонт-царь, и его жену, именуемую по этому случаю царицей, в Буколейон (хлев для жертвенных животных) для заключения ими там священного брака (иерогамии), призванного обеспечить земле плодородие и изобилие ла целый год. Демосфен («Против Нееры») указывает, что может разразиться скандал, если окажется, что Царь взял себе в жены недостойную женщину . Третий день — это день траура, призванного обратить внимание на сосуществование жизни и смерти, в греческих ритуалах фиксация на этом моменте очень часта. Зерна некоторых съедобных растений отвариваются в котелках, открытых для того, чтобы позволить угощаться душам умерших, блуждающих в этот день повсюду. Приносят жертву Гермесу-психопомпу (проводнику умерших в подземной обители), и заканчивают этот день криком: «Вон отсюда, Керы (богини смерти), Анфестерии закончены!» Все эти церемонии призваны продемонстрировать, что царь играет роль бога, что он, по сути, и является богом, который посредством ритуалов повелевает ритмами природы.

Основные боги

Для греков «боги не являются чем-то внешним по отношению к миру. Они не создали ни вселенную, ни человека. Они сами были созданы, и они существовали не всегда. Они не вечны, но бессмертны. Они не располагают ни всей полнотой власти, ни полнотой знаний, и они постоянно вмешиваются в дела людей, по отношению к которым они находятся весьма близко» (Ж.-П. Вернан. «Религии, истории, доводы»; Масперо, 1979).

Литературе, в особенности произведениям Гомера и Гесиода, отводилось важное место в религиозной области. Гомер собрал фигуры богов различного происхождения и, руководствуясь рационалистическими соображениями и силой своего воображения, сорганизовал их в иерархию, выстроенную сообразно с моделью патриархальной аристократии, которая существовала еще с микенской эпохи. Зевс, царь и отец, потрясает молнией и насылает дождь. Эти функции уже настолько ассоциируются с его фигурой, что греки говорят не «идет дождь», но «Зевс идет дождем». Боги такие же, как люди: они имеют свои недостатки, пускаются в любовные приключения, совершают супружеские измены.

Каждый бог обладает определенными характеристиками: Афродита — воплощение женственности, Афина — мудрости. В V веке каждый город выбирает себе в качестве покровителя то или иное божество: Афина защищает город, названный ее именем. Гражданин может верить в одно божество больше, чем в другое; так или иначе, первоочередное значение отводится культовым ритуалам. Гомер и Гесиод вводят именования богов, разрабатывают их характеристики, образы, их культы, закладывают в культы определенные моральные принципы.

Боги получили детально разработанные характеристики и функции. Вообще, когда к ним обращались с просьбой об услуге того или иного рода, их имена употребляли вместе с определенными прозвищами (эпиклесисами). К примеру, Афина обладала рядом характеристик — и соответствующих прозвищ: Афина-Полиас (покровительница города), Афина-Нике (богиня победы), Афина-Промахос (воительница), Афина-Гигиейя (богиня здравия), Афина-Эноплос (вооруженная).

Наряду с малыми богами, число которых несчетно, имеется греческий пантеон, включающий в себя двенадцать самых значительных богов. Фидий представил их на основании огромной статуи Зевса Олимпийского, выполненной в хрисоэлефантинной технике, — между Луной ( Селеной) и Солнцем (Гелиосом). Он поделил их на пары: бог-богиня. Тут фигурируют Аполлон-Артемида, Афина-Геракл, Гермес-Гестия, Зевс-Гера, Посейдон-Амфитрита, Гефест-Харита. Эта классификация не является самой распространенной; тут не фигурируют ни Гадес, ни Apec. Невозможно представить некий абсолютный список, поскольку он варьируется от места к месту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16