Дома сначала строились по типу мегаронов: имелся прямоугольный зал с портиком, открытым с одного кра

Дома сначала строились по типу мегаронов: имелся прямоугольный зал с портиком, открытым с одного края, и стояли две колонны. Позднее, в IV веке и особенно в эллинистическую эпоху, на смену мегарону приходит новый тип постройки, при котором комнаты располагаются вокруг двора. Зажиточные граждане строят дома внушительных размеров, о чем свидетельствуют раскопки на Делосе и в Приене. Комнаты группируются вокруг двора. Двор окружает колоннада. Маленькие помещения, отъединенные от дома и выходящие на улицу, служат лавками. Освещаемый солнцем проход ведет во двор. В этот двор выходят помещения, расположенные вкруговую: приемная зала, столовая, кухня и даже отхожие места с примитивной канализационной системой. Лестница ведет на верхний этаж, где располагаются комнаты, выходящие на галерею, опирающуюся на колоннаду двора.

Стены покрывают слоями извести; позднее их красят.

Обстановка в доме небогатая: кровати с покрывалами и подушками, низкие столы — зачастую круглые, с тремя ножками, кофры, масляные лампы из терракоты или бронзы, табуреты, стулья с высокими спинками. Украшением служат расставленные повсюду раскрашенные вазы. Владели ли в V веке отдельные зажиточные граждане более роскошными домами? Превозносили, к примеру, дом Алкивиада, богатого эксцентричного деятеля, стремившегося блистать в обществе. Удерживая силой у себя в течение трех месяцев художника Агафарха, он заставил его расписать фресками стены своего дома. Когда же Алкивиад был осужден за подвергание осмеянию элевсинских таинств и его имущество было распродано, то обнаружилось, что богатства его дома были весьма относительными .

Дома у всех персональные. Лишь в IV веке появляются большие коллективные жилища (синойкии), группирующиеся в агломерации. Эсхин в своей работе «Против Тимарха» говорит: «Мы называем синойкией жилище, которое делят между собой несколько семей, а ойкией — такое, в котором живет только одна семья».

♦ Деревенские дома

Богатые афиняне обладали также домами в деревнях, поблизости от Афин, у некоторых были обширные сельские поместья, где располагались их усадьбы. Обнаружены развалины некоторых подобных домов, но они пребывали в таком состоянии, что могли предоставить самую незначительную информацию о своем прошлом. Самая ценная информация содержится в свидетельствах Ксенофонта («Анабасис», 5, 3, 7—12 и «О домоводстве»), который описывает свое имение близ Скиллунта. Между тем речь не идет о доме в собственном смысле этого слова. Известно, что центральное положение занимает дортуар для рабов, состоящий из двух помещений: одно для мужчин, другое для женщин. Из найденных на Делосе ведомостей, относящихся к земельным участкам, присовокупленным к имениям Аполлона на условиях аренды, видно, что представляла собой ферма: в жилом доме имелась спальня, зал для мужчин, редко присутствовал второй этаж, наличествовал погреб для хранения ваз; имелись также пристройки: хлев, конюшня, овчарня, амбар для хранения зерновых, рига, мельница.

СЕМЬЯ, ЖЕНЩИНЫ, ДЕТИ

Семья — это маленькая социальная и религиозная ячейка, оикос. Строго говоря, этот термин означает не столько семью, сколько дом, жилище. Все направлено на рост благополучия этого ойкоса. Афинский гражданин женится и создает семью, с тем чтобы обеспечить непрерывность и преемственность своего рода и, в целом, социума своего полиса. Мужчине должно иметь детей мужского пола, по крайней мере, одного, с тем, чтобы увековечить свой род, а также для того, чтобы было кому взять в свои руки семейные дела и хранить культ предков, в свое время завещанный мужчине его собственным отцом. Каждая семья имеет своих богов, свои ритуалы. Ни один чужак никоим образом не допускается в этот круг. Ориентация на ярко выраженную семейную клановость находит свое подтверждение в законодательстве, которым предусматривается такое положение, что, если девушка является единственной наследницей своего отца — в отсутствие наследника мужского пола, — то она должна выйти замуж за самого близкого родственника своего отца. Поощряется эндогамия — брак, заключаемый в кругу своей социальной группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9