Одна из основных обязанностей жены — быть хранительницей домашнего очага. Символом этой обязанности

Одна из основных обязанностей жены — быть хранительницей домашнего очага. Символом этой обязанности служат ключи, которые женщина всегда носит на шее. Вполне понятно, что между мужчиной, занятым своим гражданским долгом и личными делами, и женщиной, заточенной в своем доме, нет особо близких отношений, общение между ними крайне ограничено.

Положение женщины не сильно эволюционировало на протяжении веков. Женщина не имеет ни политических, ни юридических прав. Она переходит от затворнической жизни молодой девушки к точно такой же жизни замужней женщины, меняя власть своего отца на власть мужа. В том случае, если она становится вдовой, она переходит под власть своего сына или же своего опекуна. Заточенная в своем гинекее, она может покинуть дом исключительно для того, чтобы поприсутствовать на религиозных церемониях, в числе которых и театральные представления. Если ей надо выйти за покупками или же повидать своих подруг, то ее сопровождает рабыня. Она не участвует в застольях своего мужа, если он принимает гостей. На званый обед получает приглашение только мужчина. Единственная для нее возможность оказаться в кругу мужчин — это присутствие на семейных праздниках. Особый праздник — Фесмофории — устраивается исключительно для женщин.

Вполне очевидно, что отец девушки выбирает для нее мужа. Если муж имеет право развестись со своей женой без всяких мотивов и даже должен это сделать в случае совершения ею прелюбодеяния, то она, будучи неравноправной, не может развестись со своим мужем, кроме как обратившись к архонту, который и вынесет решение.

Мужчины часто имеют наложницу-сожительницу, при этом сохраняя при себе свою законную жену, если им это желательно. В V веке Перикл, будучи женат и имея в браке двух детей, отослал свою жену с детьми и стал жить со своей возлюбленной наложницей Аспазией. Эти наложницы могут быть афинянками, рабынями или иностранками. У них нет правового статуса, но общественное мнение дозволяет их существование. Значительное число афинян практически являются двоеженцами. В афинском обществе существуют также куртизанки, зачастую это рабыни, платить им приходится довольно значительные суммы. Существуют и публичные дома. В сравнении с афинскими «буржуа», воспитание, которое получают эти куртизанки, носит более свободный характер, особенно в том, что касается музыки, пения и танцев. В IV веке на одном суде истец заявил: «Мы держим при себе куртизанок для удовольствия, наложниц для того, чтобы они холили нас, а жен для того, чтобы они рожали нам законных детей и были верными хранительницами нашего внутреннего пространства» (Псевдо-Демосфен. «Против Калликла», 23).

Аспазия

Детей рожают в незначительном количестве по ряду причин — ввиду эгоизма, возможности удовлетворять свои инстинкты вне брака, ввиду страха того, что семейное достояние пойдет в распыл. Платон («Законы», 930, <1) указывает, что, следуя духу закона, желательно иметь одного мальчика и одну девочку. Каким же образом лимитировать рождения? Аборт дозволяется законом с согласия мужа и при условии, что он делается на достаточно ранних сро? ках, практикуется очень часто. Если же ребенок появился на свет, то практикуется выставление новорожденных. Ребенка сажают в глиняный горшок или котелок и покидают его. Есть вероятность, что другие подберут ребенка и вырастят как своего раба. Можно задаться вопросом, как в подобном контексте являла себя материнская или отцовская любовь.

Между тем семья остается прочной на протяжении значительной части V в, вплоть до начала Пелопоннесской войны. Эта война продлилась тридцать лет и в значительной степени изменила ментальность греков. Как мужчины, так и женщины стали открыто предаваться удовольствиям, которые в прежние времена были от них сокрыты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9