Следует сказать здесь несколько слов о спартанской системе, полностью отличной от афинской. Девушки
Следует сказать здесь несколько слов о спартанской системе, полностью отличной от афинской. Девушки вольны ходить, куда им вздумается, они широко практикуют физические упражнения: борьбу, метание диска, копья — «и пеплос ей бедра обнажает на бегах» (Еврипид. «Андромаха», ст. 597—598). Все это вызывает крайнее презрение афинян. Холостяки и незамужние наказываются по закону. Женитьба часто принимает вид умыкания невесты. Воздуходувки роторные промышленные устрои ство роторных.
Спартанское законодательство несет на себе явную печать евгеники. Отвергаются уродливые и хилые дети; после того как дети пройдут испытание на выносливость (омывание в вине), их осматривают Старцы, и если их вердикт отрицательный, то младенцев бросают в пропасть вблизи горы Тайгет. Физические упражнения, которыми занимаются женщины, направлены на то, чтобы сделать из них крепких матерей семейства. Бывало, старый муж приглашает к своей жене молодого человека, с тем чтобы она родила супругу от юноши сильных, крепких детей.
СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Росписи на вазах зачастую являют весьма неприличные сцены, связанные с сексуальными отношениями самых разных видов. В произведениях Аристофана персонажи сплошь и рядом пользуются не пристойным вокабуляром и аллюзиями обсценного характера.
Как мы уже видели, нравы Греции допускают существование наложниц и куртизанок. Любовь выведена за рамки брака; между тем она может являть себя в повседневной жизни. Сексуальная мораль эллинов никогда не была строгой.
Но одним из самых специфических для Греции вопросов является тот, что обычно проходит под названием «греческой любви», в литературе имеется множество упоминаний о любви этого рода. Педерастия была уделом всей Греции. Факторы, которые привели к подобному положению дел, следующие: нагота молодых людей, занимающихся под началом педотриба, такие изображения мы зачастую встречаем на вазах; военное товарищество; отсутствие должного морального воспитания. Обычно мать была отлучена от своего сына, когда ребенку исполнялось семь лет, отец был слишком занят своими гражданскими делами, педагог-раб не прививал надлежащих принципов свободным людям, а школа не занималась формированием ребенка, так что преимущественное влияние на юных подростков оказывали молодые люди более старшего возраста.
Следует проводить различие между гомосексуализмом и педерастией. Грек считает инверсию чем-то анормальным. Но он допускает любовь между человеком более зрелого возраста, эрастом\ и юношей, эромепом, которая в принципе исключает сексуальные отношения. Эраст, возраст его — от 20 до 30 лет, служит образцом для эромена. Последний склонен ему подражать в поведении. Первый стремится блистать, всячески утверждать себя, выходить за собственные границы, являть собой идеал для второго, который пытается продемонстрировать, что он достоин своего любовника. Обычно такая связь заканчивается, когда у юноши начинает расти борода, где-то к восемнадцати годам. Целью эраста является личностная подготовка эромена, с тем чтобы тот приобрел некоторую зрелость, подготовился к социальной деятельности. Для этого эраст ведет с ним долгие беседы, по сути, проживает общую с ним жизнь. По словам А.И. Марру, речь идет о «духовном отцовстве». В «Пире» (211—212) Платон считает такой процесс условием восхождения души к Прекрасному и Совершенному, т.к. речь идет о любви между душами. Сторонники педерастии видят в ней только самую чистую любовь. На деле подобная чистота присутствует не всегда, но не будем бросать камень в тех, кто подтверждает своим опытом, что плоть слаба .
Известно, что Гиппарх был убит Гармодием: Гиппарх пытался соблазнить Гармодия, состоявшего в любовной связи с Аристогитоном, и вторгшегося в их любовные отношения решили лишить жизни. Полный юмора рассказ Алкивиада в «Пире» (217— 218) являет его несбывшиеся желания, лелеемые им в отношении Сократа . Наблюдая довольно безразличное к себе отношение со стороны Сократа, Алкивиад приводит его в палестру, где они, обнаженные, занимаются физическими упражнениями. Затем он приглашает Сократа поужинать, после ужина последний пожелал уйти. Алкивиад залучает Сократа к себе на ужин и во второй раз, ссылаясь на поздний час, он заставляет его остаться у себя. Сократ лег на соседнее с Алкивиадовым ложе. Через некоторое время Алкивиад спрашивает: «Ты спишь, Сократ?» — «Нет», — отвечает он. Алкивиад решает расставить точки над «Ты достойный меня любовник». Он предлагает обменять цвет своей красоты на драгоценное знание Сократа. Но Сократ «с обычным своим лукавством» уходит от вопроса; Алкивиад ложится тогда рядом с ним и по прошествии ночи признается: «Проспав с Сократом всю ночь, я встал точно таким же, как если бы спал с отцом или со старшим братом». Платон и Ксенофонт признают совершенную чистоту отношений Сократа с молодыми людьми.