Педотрибов привлекают к работе на медицинском поприще в гимнасиях: они занимаются вопросами гигиены

Педотрибов привлекают к работе на медицинском поприще в гимнасиях: они занимаются вопросами гигиены и диететики; также они выполняют функции массажистов и костоправов. Существуют также и военные медики (Ксенофонт. «Анабасис», III, 4-30).

Книги по медицине распространяются среди широкой публики. Фармацевты готовят лекарства, часто из растений. Чаще всего медики сами готовят свои снадобья. Помимо прочих, существуют и публичные медики, выбираемые в Афинах собранием граждан, которое изучает их звания. Их работу оплачивает город, им дают отдельные помещения для консультаций, операций и госпитализации. Специальный налог покрывает затраты в этой области. Те городские жители, которые не могут заплатить за свое лечение, обслуживаются бесплатно.

Женщины могут быть врачами, но чаще всего они ограничиваются обязанностями сиделки, медсестры или акушерки. Стыдливость мешает им консультировать мужчин по поводу интимных болезней.

При том, что медицина для данной эпохи является очень развитой, это не мешает больным искать исцеления в Асклепейоне. Ряд стел с высеченными на них словами благодарности были обнаружены в ходе раскопок Эпидавра. Эти тексты повествуют о «чудесах», совершенных богом. К примеру, один мальчик, пораженный желчекаменной болезнью, во сне видит бога, который спрашивает его: «Что ты мне дашь, если я тебя исцелю?» Ребенок отвечает: «10 игральных костей». Бог начинает смеяться и обещает ему исцеление. На следующий день ребенок исцелился .

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА

Воспитание в Спарте отличается от воспитания в других городах. Девушки практикуют различные виды спорта точно так же, как и юноши. Они появляются на процессиях, танцуют и поют на религиозных церемониях, — выступая перед юношами.

Воспитание в Спарте характеризуется стремлением привить юноше готовность к абсолютному самопожертвованию во имя государства. Такая концепция формирования молодого человека обнаружила свои плоды во время Олимпийских игр, когда, между 720 и 576 гг., среди восьмидесяти победителей сорок шесть были спартанцами.

Такая система воспитания и обучения не предусматривает для молодых людей сколько-то значимого уровня просвещенности. Достаточно уметь читать и писать. Достаточно знать несколько стихов Гомера, некоторое число военных песен (Тиртея) и несколько виршей морально-этического содержания. Напротив, в архаическую эпоху уделялось большое внимание музыке, танцам и пению. Музыка — только военная, где флейте принадлежит ведущая партия. Спартанскую армию всегда сопровождают пение и духовые инструменты. Все это резко исчезает в 550 г., и Спарта отныне уделяет все время исключительно военному обучению, цель которого — подготовка гоплита. Физические упражнения, бег, борьба и т.д. занимают первоочередное место. Все это служит укреплению тела.

Младенцев не пеленают, и их не приучают быть разборчивыми в еде. Мальчик остается в семье до семи лет, в этом возрасте его прибирает к своим рукам государство. Им занимается специальный магистрат, педоном. Мальчик проходит обучение в общем коллективе — согласно единой программе, разработанной государством. С 12 до 15 лет он учится в группе, возглавляют которую юноши более старшего возраста. С 16 до 20 лет он в рядах эфебии. Когда ему исполняется 12 лет, с него снимают его тунику и дают ему плащ, в котором он должен будет ходить в течение всего года. Молодые люди спят в дортуарах на тростниковых тюфяках. В случае провинности наставники секут их. Трапеза у учеников совместная; еда грубая и скудная. Учеников побуждают к воровству так, чтобы при этом еще и не попадаться, чтобы улучшить свой рацион. Они начинают завязывать между собой любовные отношения, особой чувственности в этих отношениях нет. Цель воспитания и обучения — научить учеников повиноваться, сделать их сильными и выносливыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9