Уточним, что граждане не имеют четко очерченных обязанностей. В принципе они должны принимать участи

Уточним, что граждане не имеют четко очерченных обязанностей. В принципе они должны принимать участие в работе Экклесии, но уклонение от него не влечет за собой никаких санкций; однако в случае индивидуального голосования гражданин берет на себя ответственность. Магистраты обязаны сдавать всю отчетность в конце срока своих полномочий, — и относительно их работы сограждане выносят свою оценку.

Метеки

Это чужеземцы. В Афинах им разрешается проживать в черте города, при этом им предоставляются значительные права: право (детям) посещать публичные гимнасии, возможность покупать движимое имущество, участвовать в религиозных церемониях, право служить в армии и даже заключать брак с гражданином (или гражданкой) — однако в этом случае их дети не будут являться гражданами. Взамен они должны брать на себя те же государственные повинности финансового характера, которые возлагаются на граждан, — в первую очередь имеются в виду литургии, — за исключением триерархии, которая подразумевала снаряжение военного судна, а иногда и управление им. Однако, несмотря на то что в административном плане метеки расценивались как часть афинского населения, политических прав у них не было никаких.

Они играют важную роль в таких областях, как коммерция, ремесла и промышленность. В целом — они богаты. В Афинах обоснуется большое число метеков: Гиппократ, близкие Перикла, в числе которых его возлюбленная Аспазия, Анаксагор, Гипподам Милетский и многочисленные софисты. Они внесли значительный вклад в укрепление могущества и престижа полиса.

Находящиеся в Афинах проездом иностранцы не защищены законами; им приходится искать поддержки у «сводников» (граждан, занимающихся приемом посольств и путешественников из других городов). Но заключенные соглашения между городами устанавливают правила защиты. По истечении месяца пребывания иностранцы должны зарегистрироваться как метеки.

♦ Рабы

На рабов приходится самый большой объем ручной работы — и в том, что касается ведения хозяйства в частных домах, и в области ручных ремесел. К примеру, отец Лисия, метек, владелец фабрики по производству щитов, задействовал на своем производстве 120 рабов. Условия их содержания примерно одинаковые по всей Греции. Имеют место и отдельные послабления, и отдельные ужесточения. У рабов нет никакой личной или семейной жизни. Женщины служат для удовлетворения прихотей хозяев.

Обращение в рабство обусловлено прежде всего обстоятельствами войны: побежденный продается в качестве раба — Андромахе и Кассандре известна подобная ситуация. Затем основополагающей причиной выступает продажа — отец может продать своих детей, бедный человек, умирающий с голода, может продать сам себя. Пиратство пополняло ряды рабов. Ребенок раба становится рабом, и наконец, должник может быть продан в рабство (кроме как в Афинах — после вынесения там Солоном соответствующего решения). В Афинах существуют рынки, где рабов продают с торгов. Один такой рынок устраивается на Агоре в каждое новолуние.

Их деятельность различна: это ручная сила в торговле, домашней службе (у среднего афинянина имелось с десяток рабов). Рабы используются государством в административных учреждениях, они оказываются вовлечены в систему функционирования институций полиса, как, к примеру, парфянские лучники, которые стали полицейскими. У них нет никаких личных прав, но их могут выслушать в ходе судебного процесса, когда, к примеру, они разоблачают какие-то противоправные махинации. Если признают истинность их слов, то их освобождают. Юридически они считаются предметами, но это не означает, что с ними должны плохо обращаться. В Афинах закон защищает их от дурного обхождения: хозяин не может ударить своего раба на улице, и ему запрещено убивать его.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20