После покупки рабов вводят в семью в соответствии с четко прописанным ритуалом — хозяйка дома усажив

После покупки рабов вводят в семью в соответствии с четко прописанным ритуалом — хозяйка дома усаживает их перед домашним очагом и посыпает их головы грецкими орехами и фигами; затем они получают имена и становятся членами семьи и исповедуют ту же религию, что и хозяева. Условия их содержания в Афинах вполне терпимы.

В действительности только % всего населения являются свободными людьми.

Освобождение вводится в практику в Греции достаточно поздно. Оно осуществляется по завещанию или в результате выкупа. Освобождение мало практикуется в V веке — не более десятка раз. Освобожденный имеет тот же статус, что и метеки, и никогда не становится гражданином. По отношению к своему бывшему хозяину он сохраняет определенные обязанности.

Население в V веке в Афинах (в 432 г.)

Социальные классы

Мужчины

Родственники

Всего

Граждане

40 000

110 000

150 000

Метеки

10 000-15 000

25 000-30 000

40 000

Рабы

   

110 000

Общая численность населения (приблизительно) при Фемистокле: 100 ООО. При Перикле: 300 ООО.

Население Спарты (в 480—470 гг.)

Спартиаты

5 000

10 000

15 000

Периэки

50 000

   

Илоты

   

150 000-200 000

Общая численность населения (приблизительно): 215 000-220 000.

Цензовые классы в Афинах

Названия

VIII в.

Период Клисфена

V в.

Пентакосиомедимны

Сбор урожая в 500 буасо пшеницы

 

500 драхм, могут получать любые

магистратуры

Всадники

Конь

 

300 драхм, любые

магистратуры

Зевгиты

Пара быков

Могут быть избраны в архонтат

200 драхм

Феты

Жалованье

Могут избираться в архонтат (там принимают молчаливое участие)

Меньше 200 драхм

Институции и исполнение властных функций

По окончании мидийских войн Перикл предоставил возможность властным установлениям афинской демократии, введенным Клисфеном, продолжать функционировать. Властные функции поделены между тремя институциями.

Собрания

— Народное собрание (Экклесия) — в него входят все граждане. Оно сначала проходит на Агоре, позднее, ок. 500 г., перемещается на Пникс — холм, расположенный напротив входа в Акрополь, где на обширной эспланаде могут разместиться 20 ООО человек. Там имеется трибуна для произнесения речей (бема) и алтарь, посвященный Зевсу, — знак соотнесенности города с религией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20