После покупки рабов вводят в семью в соответствии с четко прописанным ритуалом — хозяйка дома усажив
После покупки рабов вводят в семью в соответствии с четко прописанным ритуалом — хозяйка дома усаживает их перед домашним очагом и посыпает их головы грецкими орехами и фигами; затем они получают имена и становятся членами семьи и исповедуют ту же религию, что и хозяева. Условия их содержания в Афинах вполне терпимы.
В действительности только % всего населения являются свободными людьми.
Освобождение вводится в практику в Греции достаточно поздно. Оно осуществляется по завещанию или в результате выкупа. Освобождение мало практикуется в V веке — не более десятка раз. Освобожденный имеет тот же статус, что и метеки, и никогда не становится гражданином. По отношению к своему бывшему хозяину он сохраняет определенные обязанности.
Население в V веке в Афинах (в 432 г.)
Социальные классы |
Мужчины |
Родственники |
Всего |
Граждане |
40 000 |
110 000 |
150 000 |
Метеки |
10 000-15 000 |
25 000-30 000 |
40 000 |
Рабы |
110 000 |
Общая численность населения (приблизительно) при Фемистокле: 100 ООО. При Перикле: 300 ООО.
Население Спарты (в 480—470 гг.)
Спартиаты |
5 000 |
10 000 |
15 000 |
Периэки |
50 000 | ||
Илоты |
150 000-200 000 |
Общая численность населения (приблизительно): 215 000-220 000.
Цензовые классы в Афинах
Названия |
VIII в. |
Период Клисфена |
V в. |
Пентакосиомедимны |
Сбор урожая в 500 буасо пшеницы |
500 драхм, могут получать любые магистратуры | |
Всадники |
Конь |
300 драхм, любые магистратуры | |
Зевгиты |
Пара быков |
Могут быть избраны в архонтат |
200 драхм |
Феты |
Жалованье |
Могут избираться в архонтат (там принимают молчаливое участие) |
Меньше 200 драхм |
Институции и исполнение властных функций
По окончании мидийских войн Перикл предоставил возможность властным установлениям афинской демократии, введенным Клисфеном, продолжать функционировать. Властные функции поделены между тремя институциями.
Собрания
— Народное собрание (Экклесия) — в него входят все граждане. Оно сначала проходит на Агоре, позднее, ок. 500 г., перемещается на Пникс — холм, расположенный напротив входа в Акрополь, где на обширной эспланаде могут разместиться 20 ООО человек. Там имеется трибуна для произнесения речей (бема) и алтарь, посвященный Зевсу, — знак соотнесенности города с религией.