Часть третья "Волю богов я познал": античные традиции и ритуалы - Античная мифология. Энциклопедия - Литература

Глава 1

«БУДУТ ОБА ОНИ НАПОЛНЯТЬ НЕСКАЗАННОЕ ВРЕМЯ»:

ритуальные традиции античности[1]

Если, однако же, все именуется Светом и Ночью,

И по значению их – как те, так и эти предметы, –

Стало быть, все полно и Светом и Ночью незрячей,

Тот и та наравне, никто не при чем не остался.

Парменид. «О природе»[2]

Миф и ритуал. – Священные местности. – Священные участки. – Алтари и жертвенники. – Храмы. – Устройство античных храмов. – Убежища. – Символы божеств. – Подношения богам. – Заклятия и клятвы. – Обряды очищения. – Жертвоприношения. – Бескровные и кровавые жертвы. – Возлияния. – Жертвенные животные и птицы. – Жертвоприношения у римлян. – Катон о частных жертвоприношениях. – Мантика. – Безыскусственная и искусственная мантика. – Разновидности гаданий. – Плиний о гаданиях и суевериях вообще. – Истолкование знамений. – Оракулы. – Додона. – Экстатические оракулы. – Дельфы. – Оракулы сновидений. – Оракул Трофония. – Оракулы вызова мертвых.

Мифология как наука, изучающая мифы, существует – если брать за точку «отсчета», например, ватиканские мифографы (VII в.) – уже более тысячи лет. Достаточно давно исследователями была отмечена и тесная связь мифа с обрядом, ритуалом. «Обряд, – писал С.А. Токарев, – составляет как бы инсценировку мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда, его истолкование». Тем не менее, несмотря на столь древнюю исследовательскую традицию, вплоть до сегодняшнего дня среди мифологов нет единогласия по поводу того, что первично – миф или обряд. Мифологическая школа (Я. Гримм, М. Мюллер, А. Афанасьев и др.) отдавала приоритет мифу, тогда как «ритуалисты» (У. Робертсон Смит, А. Ван Геннеп, Р. Лоуи, Ю. Францев) утверждали прямо обратное. Работы К. Леви‑Строса (середина XX столетия), казалось бы, четко позиционировали миф как самостоятельное явление – как логическую структуру, подчиняющуюся собственным законам. Однако и по сей день продолжаются споры о том, чему – мифу или ритуалу – надлежит отдать «пальму первенства» в этом своеобразном симбиозе.

Античная мифологическая традиция, в отличие от большинства других, сохранилась в огромном количестве литературных, эпиграфических и археологических памятников. Помимо собственно мифов, эти источники содержат и описания античных обрядов – или фрагменты описаний, достаточно подробные для того, чтобы на их основании можно было реконструировать конкретные ритуалы. К таковым следует отнести жертвоприношения богам, религиозные праздники, игры, различные мантические (гадательные) обряды – и, конечно же, мистерии, без которых наше представление об античной мифологии было бы далеко не полным.

В этой части книги речь пойдет именно о ритуалах, в сочетании с мифами образующих целостную «знакоткань» (термин П. Щедровицкого) античной мифологии.

Хотя идея о вездесущии и всеведении богов не была вполне чужда эллинам, но все‑таки обыкновенное народное верование представляло их пребывающими в определенных стихиях или местностях и сообразно с этим разделяло их на богов небесных, или олимпийских, земных и подземных. Главным местопребыванием первых считался Олимп, с которым уже в Гомеровских поэмах соединены два разных представления: он является то высокою горою в Фессалии, то небесным жилищем богов.[3] Другие боги пребывают в тех стихиях, которые находятся в их ведении, например, в морских глубинах – Посейдон с Амфитритой, Нерей с Нереидами и т. д., в реках, ручьях и источниках – речные боги и нимфы, в лесах и на горах – нимфы‑дриады, ореады и т. д., внутри земли – боги подземного мира. Но кроме этих, так сказать, постоянных жилищ у богов были, по представлению эллинов, и другие излюбленные места, в которых они с особенной охотою пребывали и где всего благосклоннее выслушивали обращаемые к ним мольбы. Это были прежде всего те места, в которых то или другое божество пользовалось наибольшим почетом, затем местности, которые считались особенно приятными божествам по своим природным свойствам или были освящены культом по разным причинам: мифическим, нравственным, политическим, историческим и др.