Эгейский мир в  III—II тысячелетиях до н.э. - История Древней Греции - История

До 70-х гг. XIX в. историю Древней Греции обычно начинали с так называемого «гомеровского» периода, т. е. с периода, нашедшего свое отражение в «Илиаде» и «Одиссее». Тогда считали, что в обеих поэмах отражена картина греческого общества XI—VIII вв. до н. э. Между тем у самих древних греков сохранялись воспоминания о значительно более древнем периоде истории своей страны. Он запечатлелся в целом ряде сказаний и мифов, переданных нам античными писателями более позднего времени. Некоторые памятники древнейшего времени, встречающиеся в Балканской Греции и на островах, — развалины древних сооружений, сложенных из грубо отесанных камней, также напоминали о прошлом. Об этих «циклопических» кладках сами древние греки не могли сказать ничего определенного; предание приписывало эти древние сооружения мифическим одноглазым великанам циклопам. Эти скудные данные традиции наука XIX в. оставляла без внимания, что в значительной степени объясняется господствовавшим тогда в среде ученых-специалистов гиперкритическим направлением. Сторонники его ставили своей задачей установить грань, резкую и часто совсем неоправданную, между материалом «историческим» и «неисторическим», т. е. легендарным. К анализу мифологического материала с целью найти в нем отражение реальной исторической действительности они не стремились. В результате представления древних греков о далеком прошлом страны почти полностью игнорировались.

Перелом в этом отношении произошел только в 70—90-х гг. прошлого столетия, когда в прямой связи с крупными археологическими открытиями стало ясно, что «гомеровскому» периоду греческой истории в бассейне Эгейского моря предшествовало многовековое существование развитой культуры, главными центрами которой были Крит, Эллада и город Троя. Исследования XX в. показали, что во II тысячелетии до н. э. здесь существовали цивилизации, почти столь же развитые, как и современные ей египетская, вавилонская и хеттская. Изучение истории населения, создавшего эту культуру, поставило перед современной наукой целый ряд принципиально важных проблем: проблему периодизации, проблему этнической принадлежности эгейских племен, теснейшим образом связанную с проблемой критского и микенского языков и письменности, проблему социально-экономической характеристики древнего Крита и древних городов Пелопоннеса, проблему завоевания ахейских царств дорянами и др.

Существенный сдвиг в разрешении всех этих проблем наметился только к началу 50-х

Существенный сдвиг в разрешении всех этих проблем наметился только к началу 50-х гг. Он оказался обусловленным как значительным накоплением материала археологических исследований, так и упорной работой целого ряда ученых в области дешифровки крито-микенской письменности. В этот период английские ученые М. Вентрис и Д. Чэдвик опубликовали свое исследование о новых приемах дешифровки микенских надписей, и эта работа принесла свои плоды. Хотя она далеко еще не может считаться завершенной и трудности на пути дальнейшего изучения микенских надписей еще очень велики, предложенные М. Вентрисом и Д, Чэдвиком приемы дешифровки завоевывают и среди отечественных, и среди зарубежных ученых все большее и большее признание.

В свете уже прочтенных надписей открываются совершенно новые и исключительно широкие перспективы в исследовании древнейшего периода греческой истории, до недавнего времени известного почти исключительно по памятникам материальной культуры.

Племена, населявшие Балканский полуостров, острова Эгейского архипелага и побережье Малой Азии, с древнейших времен находились в тесном контакте друг с другом, чему способствовало то, что все эти страны были связаны морем.

Тесные связи определили не только общие черты в развитии обитавшего здесь населения, но и то, что уже сравнительно рано страны Эгейского бассейна составили своеобразный культурный центр, существовавший одновременно с другими древнейшими очагами цивилизации — Древней Вавилонией, Египтом, Индией, Китаем.

Широкое заселение стран Эгейского бассейна относится, согласно имеющимся в науке данным, к началу эпохи неолита, т. е. приблизительно к VII— VI тысячелетиям до н. э.

Многочисленные селища и погребения эпохи неолита, длившейся в средиземноморских странах до рубежа IV и III тысячелетий до н. э., были найдены при раскопках на Балканском полуострове, в Малой Азии, на островах Эгейского архипелага, в том числе на Крите.

Изучение этих памятников свидетельствует о том, что в то время в основе хозяйства родовых общин лежало мотыжное земледелие и скотоводство. Изучение археологических памятников Балканского полуострова к югу от Дуная показывает, что на всей этой территории обитали племена, находившиеся почти на одинаковом уровне развития. Культура неолитического населения будущих Фракии, Македонии, Фессалии и Греции была близка культуре населения островов Эгейского моря. Многочисленные остатки неолитической эпохи на Крите позволяют составить некоторое представление о жизни населения острова.

Как показывают археологические раскопки, родовые поселки того времени состояли из хижин, сложенных из необработанного известняка, квадратных в плане. Для критской керамики этого времени характерны сосуды, напоминающие по форме ладью и украшенные процарапанными или вдавленными узорами. Примитивное искусство также представлено грубыми фигурками птиц, животных и человека. Подавляющее большинство статуэток изображает женскую фигуру — черта, свойственная искусству всех народов в эпоху матриархата.

С начала III тысячелетия до н. э. эгейским племенам стало известно употребление металла: сначала меди, затем бронзы. Это привело к значительному сдвигу в развитии производительных сил населения Эгейского бассейна.

Появление металла западноевропейская наука связывает с переселением в Эгейский бассейн новых племен из Анатолии (Малая Азия). В основе этого взгляда лежит типичное для многих представителей зарубежной науки положение о «ведущих, одаренных народах», которые якобы являются движущей силой истории. Не отрицая значения переселений племен, мы должны заметить, что введение в обиход металла не обязательно являлось результатом миграций. Исследования показали, что употребление металла засвидетельствовано почти одновременно в различных местах Эгейского бассейна — на Кипре, на побережье Малой Азии и в Македонии, т. е. во всех тех странах, где были месторождения меди. Благодаря достигнутому эгейскими племенами уровню производства и существовавшим между ними давним связям умение изготовлять металлические орудия относительно быстро распространялось среди населения окружающих территорий. Наиболее древние изделия из меди датируются приблизительно концом IV — началом и первой половиной III тысячелетия до н. э.

Единство культуры племен, населявших бассейн Эгейского моря в эпоху бронзы, позволило обобщить ее под именем эгейской.

Хронологическая классификация эгейской культуры разработана довольно подробно. А. Эванс разработал хронологию Крита, по образцу которой другие ученые построили хронологию Греции эпохи бронзы: древнейшая культура Греции была разделена на три элладских периода (древний — 2600— 2000 гг., средний — 2000—1600 гг., поздний — 1600—1100 гг. до н. э.), так же как и культура Кикладских островов (древнекикладский период — 3000—2200 гг., среднекикладский — 2200—1600 гг. и позднекикладский — 1600—1200 гг. до н. э.). Такая система периодизации в значительной степени носит формалистический характер, так как она построена в отрыве от изменений в производственной жизни Эгейских племен; в основу их периодизации положено преимущественно развитие одной только керамики. Однако эта периодизация может иметь вспомогательное значение.

    Смотрите также

    52. Алфавит
    Три богини судьбы или, как некоторые говорят, сестра Форонея Ио изобрели пять гласных и согласные В и Т; Паламед, сын Навплия, изобрел остальные одиннадцать согласных, а Гермес перевел эти звуки в б ...

    В кузнице Гефеста
    Встретил Гефест на Олимпе Фетиду как желанную гостью. Нет, он еще не забыл, как она пожалела его, младенца, сброшенного матерью с неба, как укрывала девять лет в глубокой пещере, где он под неумол ...

    Религия критян
    Религиозные воззрения критян за рассматриваемый период претерпели значительные изменения. В III тысячелетии до н. э. религиозные представления обитателей Крита были еще весьма примитивны. Тотемизм ...