На фотографии города Ай-Ханум (разворот), где хозяевами были греки, виден ступенчатый подиум крупней

На фотографии города Ай-Ханум (разворот), где хозяевами были греки, виден ступенчатый подиум крупнейшего из трех здешних храмов; никаких внешних следов греческого влияния в его архитектуре не наблюдается. Хотя скульптурное изображение обутой в сандалию ноги, найденное в храме, позволяет предположить, что главное божество этого храма могло носить греческую одежду, погребенные здесь же сосуды указывают на неэллинистический характер по крайней мере части проводимых в святилище ритуалов. Стоящий позади сооружения в центре дворцовой внутренней площади грузовик дает возможность оценить грандиозные размеры комплекса.

Пятнадцатилетние раскопки, начатые в 1965 году и выполненные под руководством французского археолога Поля Бернара, доказали неправоту скептиков. Город Ай-Ханум основал либо сам Александр, когда он захватил старую пограничную провинцию Персии Бактрию, либо Селевк, сделавший его столицей одной из областей своего царства. Примерно в 200 году до н. э., однако, Бактрия отделилась и стала независимым царством, где управляли греки. Новое государство располагалось на значительной территории, включавшей районы сегодняшних Пакистана, Афганистана, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Ай-Ханум оставался одним из главных городов царства примерно до 145 года до н. э., когда греков вытеснили вторгшиеся с севера кочевники.

Раскопки французской экспедиции выявили величественный царский дворец. Внутри его стен на площади почти в 8,1 гектара располагались обширный внутренний двор с колоннадами, залы для больших приемов и жилые помещения, целый лабиринт комнат — в них, видимо, работали правительственные чиновники; здесь же содержалась казна. Найденные записи на греческом языке фиксируют поступления греческих и индийских монет, а также хрусталя, лазурита и драгоценных камней; эти записи — все, что осталось от некогда собранных здесь сокровищ. Археологи нашли также следы библиотеки, где хранились греческие тексты. Материал, на который они были нанесены, давно истлел, но на полках для манускриптов отпечатались чернила. Греческие слова уже почти неразличимы, но все же достаточно понятны, чтобы исследователи смогли идентифицировать философское эссе Аристотеля и отрывки какой-то поэмы.

За пределами царского комплекса лежит город, сохранивший признаки того, что по крайней мере часть его обитателей придерживалась греческих культурных обычаев и образа жизни. Раскопки открыли жилой район местной знати, с большими домами, где имелись даже облицованные мозаикой ванные комнаты, причем украшения выполнены явно в соответствии с эллинскими канонами, хотя техника мозаики представляется весьма устарелой относительно техники аналогичных работ, выполнявшихся ремесленниками материковой Греции той поры. Местное общество могло гордиться и сооружениями, типичными для всякого эллинистического города-государства: театром на открытом воздухе с местами для нескольких тысяч зрителей; гимнасием с обычными греческими посвящениями Гермесу и Гераклу, покровителям осуществлявшейся здесь спортивной подготовки; монументальными погребальными стелами, в том числе памятником с выгравированными на нем пятью последними изречениями из знаменитой надписи в святилище Аполлона в далеких Дельфах. В тексте надписи содержатся моральные критерии идеального эллина. "В детстве, — гласит афоризм, — учись хорошим манерам, в юности учись обуздывать свои страсти, в зрелые годы — умей быть справедливым, в старости — принимать мудрые решения; умирая, не сожалей об этом".

Плутарх давно уже утверждал, что в самых восточных областях, колонизованных греками, после Александра осталась земля, обитатели которой читали Гомера и декламировали пьесы Софокла и Еврипида. Как теперь представляется, античный историк, не всегда вполне точный в своих свидетельствах, в данном случае говорил чистую правду. Форма и содержание сохранившихся текстов доказывают: колонисты в Ай-Хануме несмотря на огромное расстояние, отделявшее их от исторической родины, прилагали все усилия, чтобы научить детей греческой литературе, грамматике и каллиграфии в соответствии с лучшими образцами разговорной и письменной речи, принятыми в Средиземноморье.

Некоторые ученые, исследуя находки в Ай-Хануме, приходят к выводу, что укрепления, возведенные по берегам пересекающих город рек, и предполагаемая городская стена могли отделять греческих колонистов от коренного населения этих мест. Считают, что аналогичные преграды, сооруженные с той же целью, существовали и на тысячи миль западнее Ай-Ханума, в сегодняшней Франции, например, где эллины основали нынешний Марсель. Но по ряду признаков колонисты, хотя и отдавали предпочтение всему греческому, все же не могли избежать влияния местной культуры. В храме на территории дворцового комплекса, например, ученые нашли позолоченную серебряную пластинку: изображения на ней представляют собой смешанные восточные и греческие элементы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12