Однако и против того, что в усыпальнице похоронен Филипп II, есть не менее сильные доводы, нежели пр
Однако и против того, что в усыпальнице похоронен Филипп II, есть не менее сильные доводы, нежели против принадлежности гробницы Арридею. Бочкообразная сводчатая конструкция погребального сооружения, по мнению ряда ученых, утвердилась в Македонии только после смерти Филиппа II, когда эту новаторскую для греков идею привезли на родину инженеры, побывавшие с Александром в Месопотамии. Найденная корона, утверждают скептики, также соответствует восточной царской атрибутике, заимствованной Александром у покоренных им азиатских правителей. А стиль, в котором выполнены две солонки, обнаруженные среди похоронной утвари, возник только спустя 20 или 30 лет после кончины Филиппа. Кроме того, невозможно доказать, что несовпадение в размерах и форме поножей связано с характером ранений на ноге Филиппа, упомянутых в исторических документах.
Такой вид открылся Манолису Андроникосу, когда он заглянул внутрь найденной им гробницы, вынув из свода замковый камень (верхний снимок,): мраморный саркофаг, груды похоронных принадлежностей, ржавый панцирь и закрытые двери, преграждавшие доступ в соседнее помещение. Справа, на рисунке, показывающем подземную усыпальницу, видны: главное погребальное помещение с разбросанными по полу похоронными принадлежностями; переднее помещение со вторым саркофагом; внушительный наружный вход в сооружение, по сторонам которого стоят полуколонны, а сверху находится украшение в виде живописного фриза.
Еще больше вопросов породил тот факт, что кремированный прах из ларнакса представлял собой не единственные останки в загадочной гробнице. В передней комнате археологи нашли еще один золотой ларнакс, в котором покоились кости женщины в возрасте от 20 до 30 лет, завернутые в золотую ткань с украшениями в виде пурпурных ветвей, листьев, цветов и спиралевидного орнамента. Идентификация женского праха вызвала еще более яростные споры. Если в усыпальнице погребен Филипп II, то кто эта женщина? Может быть, одна из его жен, наложниц или дочерей? Ученые тщательно изучили тексты той довольно богатой документами эпохи, чтобы детально воспроизвести генеалогическое древо Филиппа II, и выявили полдюжины женщин, занимавших — по рождению или по мужьям — достаточно высокое положение, которое давало право на царские погребальные почести.
Однако кем бы ни оказалась покойная, среди ее похоронных принадлежностей найден комплект доспехов женщины-воительницы, а это заставило ученых предположить, что здесь погребена царица Эвридика, супруга больного Филиппа III Арридея. Как македонское воплощение амазонки, Эвридика прошла военную подготовку и, согласно хроникам, некоторое время командовала войсками Македонии. Если найденные кости принадлежат ей, тогда, конечно, появляется новый аргумент в пользу версии о том, что в мужской части царской усыпальницы похоронен Филипп Арридей.
Тайна остается нераскрытой и продолжает притягивать к себе внимание. Ученые, занимающие в споре разные позиции, по-прежнему пытаются найти аргументы, которые бы могли либо подтвердить предположение Андроникоса о личности погребенного в царском склепе, либо опровергнуть его. Однако независимо от того, какой Филипп лежит в гробнице — царь-воин и отец Александра или его болезненный преемник, обе стороны сходятся в том, что Вергина стоит, вероятно, на месте города Эгия — первой столицы Македонии. В Эгии по традиции хоронили членов царского дома.
Не вызывает сомнения и другое: сама найденная могила и та местность, где она расположена, являет собой богатейшую сокровищницу посланий и памятников "золотого века" Македонии, принесшей греческую культуру в самое сердце Азии и воспринявшей, в свою очередь, у Востока новые идеи и образы. Непосредственный процесс экспансии был насильственным и стремительным, он завершился в основном в течение срока правления выдающихся монархов — Филиппа II и Александра Великого. Однако результатом их завоеваний стало преобразование всей эллинской цивилизации Древней Греции в нечто более сложное и космополитичное, что определило политику, культуру и повседневную жизнь стран Средиземноморья на многие века вперед. Царь Александр оставил после себя в наследство эпоху эллинизма — время интеллектуального и художественного расцвета, — длившуюся почти 300 лет.
В этот период основанные самим Александром или его политическими преемниками великие города поднялись в Египте, Малой Азии и даже в Афганистане, куда дотянулась греческая цивилизация и где она встретилась с древним и не менее развитым обществом Индостанского субконтинента. На пути Александра и его преемников — азиатских царей Селевкидов и египетских Птолемеев — остались следы походов, разрушенные памятники, сохранившиеся по сей день воспоминания об ушедшем великолепии. От Балкан до Гиндукуша сохранились их могилы, храмы, дворцы, рынки, театры и крепости — иногда в таинственных обломках, иногда в поразительной целостности, пленяя воображение многих поколений археологов и вдохновляя их на дальнейшие поиски.