По обычаям предков, Александра следовало похоронить в Эгах, древней столице Македонии, в одном из те

По обычаям предков, Александра следовало похоронить в Эгах, древней столице Македонии, в одном из тех царских погребений, которые в далеком будущем привлекут внимание археолога Манолиса Андроникоса. Но прославленный полководец Александра Птолемей, оставивший за собой египетскую часть империи македонского царя, направил траурный кортеж в Египет и захоронил тело в Мемфисе, где оно пребывало до конца четвертого или начала третьего века до н. э. Затем один из наследников Птолемея перевез останки в Александрию — город, основанный самим великим царем; там прах перезахоронили. Однако в конце третьего столетия до н. э. его вновь извлекли из земли и поместили в мавзолей.

Здесь тело Александра Великого покоилось около 300 лет.— в золотом саркофаге, в склепе, ставшем святилищем. Когда в 89 году до н. э. очередной Птолемей переплавил золотой саркофаг в связи с катастрофическими финансовыми обстоятельствами, забальзамированное тело, находившееся, как сообщают источники, по-прежнему в отличном состоянии, переложили в более скромный гроб, украшенный цветным стеклом. Усыпальница еще не одно столетие оставалась местом паломничества: преемники Александра, а также новые покорители Египта — Юлий Цезарь, Марк Антоний, первый римский император Август — все побывали у гроба, чтобы засвидетельствовать свое уважение к праху македонского властителя.

Последним документально подтвержденным посетителем покойного Александра был римский император первых десятилетий третьего века н. э. Каракалла, побывавший здесь в 215 году. Вскоре после этого события город стал ареной яростных бунтов, во время которых, очевидно, усыпальницу Александра могли повредить и разграбить. Несомненно, в позднейшие годы ей выпало пострадать еще больше, так что к четвертому веку никто уже не мог с уверенностью сказать, где покоится тело Александра. Археологи бесчисленное множество раз ставили перед собой задачу установить местонахождение праха македонского царя. Одна только Египетская организация по изучению античности более 140 раз предпринимала соответствующие поиски — последняя попытка датируется 1991 годом. Однако ничего похожего на такой склеп пока не найдено.

Не менее загадочными представляются и намерения Александра относительно будущего великой империи после его смерти: он не назвал наследника и неоставил никакого достоверного завещания о распределении обширных владений. Когда царя, уже лежавшего на смертном одре, спросили, кому он передает огромное государство, Александр якобы дал честолюбивый ответ. "Сильнейшему, — прошептал он. — Я предвижу большое погребальное состязание в свою честь".

В конечном счете, в результате изнурительных состязаний в погоне за властью империя распалась на три отдельные части, в каждой из которых правили наследники старых товарищей Александра по оружию. Потомки Птолемея царствовали в Египте, основав династию, правившую здесь более 250 лет. Македония и Фессалия отошли другому полководцу, Антигону. Города Южной Греции, формально вновь обретшие независимость, остались под сильным влиянием северных соседей. А на другом берегу Эгейского моря еще один из военачальников Александра, Селевк, сумел сохранить как единое государство большинство покоренных азиатских территорий, хотя индийский монарх Чандрагупта и отвоевал некоторые районы своей страны, ранее захваченные греками. А пока Птолемеи и Селевкиды боролись за обладание такими лакомыми с экономической и стратегической точек зрения территориями, как Южная Сирия и малоазийское побережье, из рук потомков Селевка ускользнули другие восточные земли, в том числе Бактрия.

В начале 1960-х годов в одном из маленьких афганских музеев обнаружили необычный предмет: древнюю каменную капитель, украшенную двумя рядами акантовых листьев. Такой архитектурный стиль зародился примерно на 4800 километров западнее, в греческом городе Коринфе. Однако по словам владельца музея, капитель нашли при слиянии рек Кокча и Пяндж, в глухой деревушке примерно в 320 километрах к северу от Кабула. По крупному размеру находки археологи сразу же поняли, что их ожидают незаурядные открытия: камень убедительно свидетельствовал о наличии на востоке не просто греческого поселения, но значительной метрополии эпохи эллинизма.

Открытие Ай-Ханума (так назывался этот город) заставило переписать многие страницы истории. Античные авторы говорили о греческих поселениях, расцветших в отдаленной области Центральной Азии, которую именовали Бактрией, но, кроме монет, не было никаких археологических доказательств, подтверждавших существование подобных колоний. Более того, некоторые современные ученые отметали упоминание о некоей эллинистической цивилизации, оказавшейся столь далеко на востоке, как о "греко-бактрийском мираже".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12