В это мгновение один из стражников, по имени Павсаний, подбежал к монарху и пронзил его мечом, а зат

В это мгновение один из стражников, по имени Павсаний, подбежал к монарху и пронзил его мечом, а затем скрылся из театра. Белоснежное облачение царя потемнело от крови, и несколько молодых македонских аристократов устремились вслед за убийцей. Павсаний успел выскочить через городские ворота, но преследователи настигли его среди сучковатых лоз старого виноградника и изрешетили дротиками.

Свирепый каменный лев высотой 6,5 метра дальний левый рисунок напоминает о доблести одного из воинских формирований — фиванского Священного отряда, — проявленной в роковой битве под Херонеей в 338 году до н. э. Статую, воздвигнутую вскоре после победы Филиппа II над фиванцами, реставрировали в 1903 году сотрудники Греческого археологического общества, которые собрались вокруг нового постамента. Гигантский лев, фрагменты которого лежат на земле, был воздвигнут над могилой 254 павших воинов Священного отряда.

Мстители не успели еще извлечь оружие из тела убийцы, а по городу и среди придворных поползли слухи. Шептали, будто Павсания раньше связывала с царем любовь: Филипп в промежутках между гетеросексуальными контактами не пренебрегал и партнерами мужского пола. Но более осведомленные члены внутренней партии считали, что, хотя меч занес Павсаний, за ним, вероятно, стояли невидимые враги, ожидающие, когда клинок сделает свое дело. Как и можно было предположить, подозрение пало прежде всего на уязвленную молосскую царицу. "Главную вину, — сообщает Плутарх, — возложили на Олимпию". Играла ли она деятельную роль в заговоре, имевшем следствием смерть Филиппа, использовала ли свое известное сверхъестественное воздействие, чтобы подвести его к непредсказуемому зловещему концу, или просто отстранилась в ожидании грядущего возмездия, — Олимпия получила желанное искупление. А для истории половины мира более существенным было то, что ее двадцатилетний сын Александр, уже накопивший опыт в дипломатии и в руководстве военными кампаниями, теперь готов был унаследовать — а в дальнейшем и превзойти — славу своего отца.

Благодаря трудам римских биографов Александра мы располагаем значительным количеством документов о его государственной деятельности и личной жизни. Среди латинских авторов следует упомянуть Плутарха, Диодора Сицилийского, но в первую очередь Арриана, который во втором веке н. э. еще мог сверяться с тогда еще существовавшими, а ныне навсегда утраченными воспоминаниями приближенных Александра: его военачальника Птолемея, военного инженера Аристобула, флотоводца Неарха — последний дружил с будущим великим императором с детских лет. Мозаичные и скульптурные изображения, а также чеканка на монетах сохранили для нас и внешний облик Александра: выразительные серые глаза, тщательно выбритое лицо, грива курчавых волос и незаурядный лоб.

Предполагаемое изображение Александра Beликого, покорившего в четвертом веке до и. э. главные города Малой Азии и другие азиатские твердыни, найдено в Пергаме (на территории нынешней Турции). На карте показан маршрут его походов. После смерти Александра в 323 году до н. э. созданная им империя, лишившись его необычайного вдохновения, не устояла. Уже к 275 году часть завоеванных территорий была утеряна, а оставшиеся распались на три отдельных царства.

Молодой царь, насколько известно, любил художников и легко находил с ними общий язык. Он был близко знаком с самым знаменитым живописцем своего времени Апеллесом и часто посещал его мастерскую. Но, к изумлению учеников, готовивших для живописца краски, Александр рассуждал о тонкостях художественного мастерства с совершенной безграмотностью. Согласно сохранившимся источникам, царь впоследствии предоставил Апеллесу исключительное право писать свои портреты, ту же привилегию, впрочем, он даровал скульптору Лисиппу. До наших дней дошла одна из римских копий лисипповой скульптуры, вполне точно, как полагают, воспроизводящая оригинал.

О высоком интеллекте нового императора можно судить, однако, даже по самым скромным его портретам. Его отец, Филипп, никогда не упускавший случая преумножить любые ресурсы, в качестве наставника пригласил для своего сына Аристотеля — друга Платона с детских лет и одного из лучших учеников великого мыслителя. Аристотель получил приглашение к македонскому двору, когда создавал свои совершенно оригинальные разработки в области естественных наук, философии, риторики и поэзии, находясь на эгейском острове Лесбос, в городе Мителене, где поселился после смерти Платона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12