Персы оплакивали свою уничтоженную столицу, а Александр продвигался дальше. После броска на древний
Персы оплакивали свою уничтоженную столицу, а Александр продвигался дальше. После броска на древний город Экбатану, примерно в 640 километрах к северо-западу, он направился к берегам Каспийского моря и повернул на восток, вдоль северной границы сегодняшних Ирана и Афганистана, к Гиндукушу (где на перевалах еще лежали остатки зимнего снега) и в северо-восточную персидскую провинцию Согдиана. Затем, завершив покорение персидской империи, македонский царь повернул на юг и вышел в долину Инда, где стал готовиться к вторжению в загадочную страну, лежавшую на другом берегу реки, в Индию.
Но когда Александр в 327 году до н. э. осуществил данное намерение, он обнаружил, что эта во всем запредельная земля встречает его самыми невообразимыми преградами: муссонными дождями, изнурительной жарой и храбрыми воинами раджи Лахора, восседавшими на 200 боевых слонах, которые трубили, идя в сражение. Но не эти напасти в конечном счете остановили царя. Повернуть назад в Персию Александра вынудили волнения в собственной армии; позади него по-прежнему оставались новые колонии.
Если покорением всей Индии Александр похвастаться не смог, то у него оставалось немало других возможностей дать выход своей невероятной энергии. Ни один военачальник до сих пор не покорял столь обширные территории и ни у кого еще не было столь грандиозных планов относительно захваченных стран. Царь основывал города, поощрял торговлю и развивал систему государственного управления, прокладывал дороги и строил порты. Он также весьма прозаическим способом содействовал распространению греческой культуры, поощряя браки между своими военачальниками и знатными персидскими дамами. Согласно оценке некоторых историков, Александр стремился создать космополитическую цивилизацию, где смешались бы Восток и Запад; по мнению же других современных ученых, греки в Азии, как и колонизаторы позднейших эпох, были не столько заинтересованы в духовном и культурном обмене, сколько стремились создать на чужой земле некое подобие отчего дома.
Однако утром 10 июня 323 года до н. э., через несколько недель после его 33-летия, Александра настигла в Вавилоне смерть. Причина ее до сих пор вызывает определенные споры. Предполагалось, что царь был отравлен, но последние исследования сохранившихся медицинских свидетельств позволяют считать виновницей гибели царя какую-то инфекцию: возможно, он погиб от укуса насекомого, а возможно, причиной его гибели стала загрязненная вода или загноившаяся рана. Смерть царя обескуражила его приближенных и верных подданных, но нашлись и враги, которые не скрывали удовлетворения в связи с ранней кончиной своего повелителя. Александр умер? — воскликнул один из афинских ораторов. — Это невозможно. Его труп смердел бы на весь мир".
Однако огромные толпы — по крайней мере, так это представлялось очевидцам — собрались поглазеть на живописный погребальный экипаж, специально построенный для того, чтобы отвезти на родину покойного монарха. Тело, забальзамированное специалистами, молившими небо о разрешении "притронуться к умершему богу", положили в золотой гроб и накрыли пурпурной тканью, шитой золотыми нитями. Золотом сияло и миниатюрное изображение храма, венчавшего катафалк: крыша храма была украшена инкрустацией из драгоценных камней, среди ионических колонн виднелись четыре статуи божества Победы, с боевыми трофеями, а также головы козерогов, увитые акантовыми листьями и оливковыми ветвями, — все было сделано кузнецами и другими искусными ремесленниками из того же дорогого металла, сверкавшего и сиявшего под лучами солнца пустыни.
Игра света и теней подчеркивает красоту арок в подвале театра третьего века на острове Делос. Любопытно, что в античной Греции арки часто оставались невидимыми, как бы незаметными для глаза, поскольку архитекторы использовали их в своих проектах не как декоративный элемент, а только как опору в подземных частях зданий либо в других закрытых от обозрения местах.
Большие колокола, закрепленные над передвижной погребальной ракой, своим звоном извещали стоявшие в ожидании толпы о приближении экипажа. А для просвещения публики на нескольких панно изображались самые яркие эпизоды биографии героя: Александр, стоящий на царской колеснице, его готовая к бою конница, шеренги индийских боевых слонов, военный флот. Даже колеса катафалка позолотили и украсили львиными головами с копьями в зубах. Золотом блестели и попоны 64 мулов, запряженных в траурный кортеж, увозивший тело царя из Азии.