Тирания Писистрата. Писистратиды - Аттика в VII—VI вв. до н. э. - История Древней Греции - История
Важнейшим событием афинской истории в последующие вслед за реформами Солона десятилетия явился политический переворот, утвердивший единоличную власть — тиранию Писистрата.
Писистрат стяжал себе популярность среди афинян своей военной доблестью, проявившейся во время войны с Мегарами за Саламин. Поставленный во главе вооруженного отряда афинян, посланного на Саламин, он не только овладел этим островом, но и захватил у мегарян их гавань Нисею. На Саламин были выведены афинские поселенцы — клерухи, получившие здесь участки земли. Последняя мера особенно подняла авторитет Писистрата в среде нуждавшихся в земле диакриях, признанным вождем которых он теперь стал. Аристократия по понятным причинам не смогла спокойно отнестись к росту политического влияния Писистрата и возглавленных им диакриев. На жизнь Писистрата было организовано покушение, окончившееся, впрочем, неудачно для его политических врагов. Писистрату удалось спастись, народное же собрание афинян по предложению Аристиона вынесло специальное постановление, разрешавшее Писистрату организовать особый отряд для охраны своей жизни от опасности новых покушений.
По свидетельству античной традиции, Писистрат составил этот отряд из так называемых дубинщиков, т. е. людей, вооруженных дубинами — характерным оружием беднейших крестьян, которые не были в состоянии приобрести себе более дорогостоящее вооружение. С помощью отряда дубинщиков Писистрат в 560 г. до н. э. овладел афинским акрополем и утвердил за собой единоличную власть. В Афинах установилась таким путем тираническая форма правления. Социальной ее опорой были диакрии. Обязанный своей властью аттическому крестьянству, Писистрат должен был в первую очередь считаться с его интересами. Это нашло себе выражение в ряде проведенных Писистратом мероприятий. Преследуя главных своих противников — землевладельческую аристократию, Писистрат, по-видимому, использовал конфискуемую у них землю для наделения крестьян. Одновременно он организовал для крестьян дешевый кредит для приобретения семян, скота и сельскохозяйственного инвентаря. «Бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием», — говорит Аристотель.
Положение Писистрата, впрочем, не отличалось устойчивостью. Его политическая деятельность была направлена против родовой аристократии, оказывавшей ему ожесточенное сопротивление. С другой стороны, его политика ориентации на диакриев вызывала оппозицию не только со стороны педиэев, но и настроенных против тирании паралиев. В результате на шестом году пребывания Писистрата у власти его противники Мегакл и Ликург соединенными усилиями добились изгнания его из Афин.
Однако победа, одержанная над тиранией педиэями и паралиями, также не могла привести к прочным результатам. Обе эти группировки были разделены целым рядом непримиримых экономических и политических противоречий. Союз между ними долго просуществовать не мог. Вскоре после падения тирании взаимоотношения между педиэями и паралиями настолько обострились, что вождь паралиев Мегакл сблизился с изгнанным Писистратом, вступил с ним в переговоры, которые завершились новым политическим соглашением, скрепленным установлением между ними родственных отношений: Писистрат женился на дочери Мегакла. Вскоре после этого Писистрат вернулся в Афины. По афинским преданиям, возвращение это было обставлено с особой торжественностью. Приветствуемый своими сторонниками, он въехал в город на колеснице, на которой рядом с ним стояла высокого роста красивая женщина, одетая в костюм богини Афины. Приверженцы Писистрата говорили: «Афиняне, примите с добрым чувством Писистрата. Сама Афина почтила его больше всех людей и вот теперь возвращает в свой акрополь».
Восстановив свое положение в Афинах, Писистрат вскоре снова разошелся с Мегаклом. Очевидно, последний рассчитывал, что Писистрат поделится с ним властью, но, так как тот этого не сделал, вражда между ними разгорелась с новой силой. Кончилось все это для Писистрата повторным изгнанием из Афин. С того времени Алкмеониды становятся уже последовательными врагами тирании. В дальнейшем они приложили немало усилий для окончательной ее ликвидации. Не менее ярым врагом тирана оказался эвпатрид Каллий, сын Фениппа, скупавший, по свидетельству Геродота, все имущество Писистрата при каждом его изгнании.
Вторичное изгнание, длившееся около 10 лет, Писистрат провел на Македонском побережье, в Пангее во Фракии, где он владел богатыми рудниками у устья реки Стримона, в том районе, где впоследствии был основан город Амфиполь.
Писистрат не терял надежды на возвращение в Афины и проводил необходимую к этому подготовку. Есть предположение, что он даже чеканил в изгнании свою монету.
Для нового захвата власти Писистрату понадобились большие средства, войско и серьезная поддержка со стороны. Последнюю он получил от фессалийской аристократии, фиванцев и города Эретрии на острове Евбея. Располагая сторонниками и в самой Аттике в лице сохранивших ему верность диакриев, Писистрат высадился на ее побережье, захватил Марафон и с помощью войска вновь овладел Афинами.
Опыт двукратного изгнания не прошел для Писистрата бесследно. В дальнейшем политика его становится более гибкой и осторожной. Он всячески стремится расширить социальную базу своей власти, и отчасти это ему удается.
После третьего, уже вооруженного, захвата власти Писистрат удержал ее, как известно, до самой своей смерти. Афинская аристократия, ослабленная длительным действием Солоновых законов, не могла долее оказывать активного сопротивления Писистрату. Внешнеполитические его успехи заставили примириться с тираническим режимом и многих паралиев.
- Социальная и экономическая политика Писистрата
- Внешняя политика Писистрата
- Правление Писистратидов
- Падение тирании в Афинах
- Значение тирании
Смотрите также
99. Объединение Аттики
Когда Тесей унаследовал афинский трон от Эгея, то сразу же укрепил
свою власть, казнив всех своих противников, кроме Палланта и тех, кто остался в
живых из его пятидесяти сыновей. Спустя несколько л ...
16. Происхождение и деяния
Посейдона
Когда Зевс, Посейдон и Гадес, свергнув своего отца Крона, бросили
в шлеме жребий, кому быть владыкой неба, моря и мрачного подземного мира,
оставив землю в общее пользование, то Зевсу досталось небо ...
Демокрит
Только в лице Демокрита мы встречаем подлинный синтез учения Парменида и Гераклита,
который дается при полном и отчетливом сознании противоположности между духом и
материей. Синтез, данный Демокри ...