Но из этого мрака медленно поднимался еще один греческий мир, давший начало новой культуре, которая

Но из этого мрака медленно поднимался еще один греческий мир, давший начало новой культуре, которая вспыхнула фейерверком искусств, философии и литературы. Она постепенно распространилась по всему Средиземноморью и наконец стала важнейшей составляющей всей западной цивилизации. Начиная с XI века до н. э. Эллада прошла в своем развитии несколько периодов — ученые хронологически обозначают их в соответствии с характерным стилем росписи на керамических сосудах. Так называемый протогеометрический стиль вазописи характерен примерно для 1050—900 годов, геометрический — для 900—750, "ковровый" — для 750—600 годов до н. э.

Геометрический стиль

Ковровый стиль

Чернофигурный стиль

Краснофигурный стиль

Поднимаясь к новым высотам в экономике и искусстве, греки отправятся позже в другие страны, покорят моря, наладят торговлю и обустроят колонии всюду, куда проникнут; впитают в собственный образ жизни все, что им придется по вкусу в чужих культурах, и придадут воспринятому нечто чисто греческое. В свою очередь, греческие купцы и колонисты принесут в чужие земли важнейшие элементы жизни метрополии: прежде всего, опыт городов-государств •— основной политической структуры созданной в Элладе цивилизации, а также свой язык, своих богов, литературу, философию и другие науки. Придет срок, и они превратят Средиземное море в "Греческое озеро". В пятом веке до н. э. философ Платон сравнил соотечественников с "муравьями или лягушками, собравшимися вокруг пруда".

Однако и во время долгого смутного междуцарствия — от падения микенян до возвышения новой греческой цивилизации — имелись признаки перемен к лучшему в качестве жизни эллинов. С началом "Темного века" в основном совпадает важнейший технологический переворот — замена бронзы железом. Железо постепенно стало приобретать важное значение в греческом мире, особенно при изготовлении оружия. Именно оно позволило уцелеть нескольким очагам культуры. В период всеобщего упадка устояли Афины. Процветали, видимо, и некоторые крупные острова Эгейского моря.

Открытия у селения Лефканды показывают, что Эвбея в начальный период античности преуспевала. Здание, частично разрушенное упомянутым бульдозером, оказалось самым большим и наиболее сложным по конструкции из всех до сих пор найденных сооружений той эпохи; длина его достигала 40 метров, а ширина — 9 метров. В центральном помещении археологи обнаружили вырубленную в скальном основании яму, которая была разделена на два отделения. В одном из них лежали скелеты четырех коней. Очевидно, их сначала принесли в жертву, а потом поместили в погребение. Во втором отделении находились кремированные останки мужчины и скелет женщины.

Женщина вполне могла быть супругой похороненного мужчины, принесенной в жертву при его погребении, поскольку рядом с ее головой найден железный нож с рукоятью из слоновой кости. Мужчину, видимо, сожгли на огромном погребальном костре, пепел собрали в бронзовую урну, а около нее положили принадлежавшие ему железные меч, копье и оселок. Прах был завернут в ткань, и каково же было изумление археологов, обнаруживших, что часть льняной ткани, из которой было изготовлено одеяние длиной по щиколотку и украшенное в верхней части деталью из ворсистого волокна, хорошо сохранилась спустя почти 3000 лет.

Теперь стало ясно, как отмечали после раскопок ученые в своем докладе, "что данное сооружение — не храм, возведенный для поклонения богам-олимпийцам, но геройон, воздвигнутый в честь воина". Геройон означает усыпальницу, предназначенную для культового почитания какого-нибудь героя. В нашем случае герой — кремированный мужчина (вероятнее всего — член царской семьи), который, видимо, был воином, скончавшимся незадолго до этого. Археологи именуют его теперь "Героем из Лефканд". Его гробница оказалась наиболее ранним из всех известных сооружений подобного рода. По иронии судьбы она похоронила многие предыдущие концепции, касающиеся античной Греции, и в то же время ее открытие подтолкнуло к созданию новых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15