Грот Сивиллы в Кумах (Южная Италия) вырублен греческими колонистами в скале и освещается через специ

Грот Сивиллы в Кумах (Южная Италия) вырублен греческими колонистами в скале и освещается через специально пробитые световоды. Помещение длиной в 140 метров датируется пятым веком до н. з.; здесь пребывала прорицательница бога Аполлона, вещавшая от его имени. Фигуры, выступающие на границе света и тьмы, видимо, появлялись и исчезали, усиливая таинственность оракула.

К концу седьмого века эвбейские переселенцы достаточно окрепли для броска на итальянский материк, в Кумы, и к 725 году до н. э. здешняя фактория превратилась в самостоятельную колонию. В начале XX века археологи, проводившие раскопки античных Кум, обнаружили могильник, который относился ко времени эвбейского заселения и разительно отличался от надгробий в Питекузах. Внутри погребения нашли пепел мужчин и женщин, а также великолепные серебряные украшения, железное оружие и бронзовые сосуды. Очевидно, в очень короткий срок кумские поселенцы сформировали собственный класс благородных воителей, которые уходили в лучший мир в соответствии с обычаями метрополии.

Античные греческие и римские авторы сообщают, что Кумы прославились пророчествами. Ответы оракула, внушавшие благоговение, передавала Сивилла, вдохновляемая, как считалось, богом Аполлоном. В 1920-х годах здесь открыли пещеру, по традиции именуемую Гротом Сивиллы. Под сводами пещеры располагаются комнаты и галереи, высеченные у вершины горы, склоны которой круто обрываются к морю. Согласно Страбону, обиталище Сивиллы находилось где-то в поселении медных рудокопов, известных как киммерийцы, обитавших в подземных жилищах и общавшихся друг с другом через туннели. Впоследствии киммерийцев истребил один из царей, недовольный ответом, который получил от Сивиллы. По данным археологов, пещера — подлинное убежище прорицательницы.

Поначалу немногочисленные, греческие колонии вскоре быстро распространились по всему югу современной Италии. Высадившись с кораблей, греки захватывали прибрежные территории, где строили дома и храмы, обнося их городской стеной. Они делили завоеванную землю между собой, возделывали ее, развивали торговлю и ремесла. Между колониями неизбежно возникали конфликты, приводившие к войнам. Некоторые города в результате таких войн развивались и преуспевали, другие приходили в упадок. Южную Италию из-за большого количества греческих колоний стали называть "Magna Graecia" ("Великая Греция"). Многие из них приобрели широкую известность — например, Посейдония, Кротон и Сибарис, — так же как Гела, Сиракузы и Акрагант (Агридженто) на соседней Сицилии.

Сибарис (на побережье нынешнего залива Таранто, в Калабрии) до сих пор памятен своей роскошью. Само имя его стало нарицательным для сверхроскошного — сибаритского — образа жизни. Его основали около 720 года до н. э. колонисты с Пелопоннеса в междуречье Сибариса (сегодняшняя р. Косциле) и Кра-тиса (Крати) — плодородном низменном районе, по сей день известном как Сибарийская равнина. По мере роста богатства и могущества колонии она смогла подчинить своему влиянию четыре племени и 25 городов на юге Италии и выставить на этой обширной территории около 300 000 воинов.

Сибарис прославился богатством пшеничных полей и превосходным вином. Историки, в частности Страбон и Диодор, столетия спустя, когда город давно уже был разрушен, писали о его роскоши, причудливых обычаях и приятной жизни, создавая легенды о сибаритах. Чтобы обеспечить себе неиссякаемый источник вина, гласит предание, сибариты проложили трубопроводы от морской гавани, где находились винные склады, по равнине прямо в собственные жилища. Чтобы не мокнуть под дождем, они построили крыши над улицами. Не желая рано вставать, они законодательно запретили возведение курятников в городской черте, чтобы петухи не будили горожан на рассвете. По той же причине был закрыт доступ в жилые кварталы представителям "шумных" профессий — например, кузнецам. Празднества в Сибарисе отличались такой пышностью, что приглашения на них рассылались за 12 месяцев вперед: чтобы, например, предоставить дамам время на приготовление пышных нарядов и замысловатых причесок. Сибариты вошли в пословицы и стали темой многих исторических анекдотов. Одна из историй рассказывает о том, насколько тревожило их само зрелище физической работы: некоего аристократа, когда ему впервые показали живой труд, едва не хватил удар, а у его друга закололо в боку, когда он об этом только лишь услышал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15