Аристофан дебютировал очень рано. Он написал 44 комедии. До нас дошли только одиннадцать из них, сам

Аристофан дебютировал очень рано. Он написал 44 комедии. До нас дошли только одиннадцать из них, самые известные из которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Птицы», «Лисистрата», «Лягушки».

Аристофан выбирает в качестве своей мишени демагогов, выводя их под настоящими или вымышленными именами. К примеру, можно назвать афинского вождя Клеона, брутального лжеца, рвача, сторонника войны, его преемника Гипербола, а также государственного деятеля Клеофона. Даже Перикл не знает пощады: «Его лукоголовое Всемогущество, разрушил он Мегару» («Ахарняне»).

Аристофан также насмехается над софистами, к которым он приравнивает их противника Сократа; он обвиняет их в безбожии, в том, что они способствовали торжеству несправедливости, а также в проповедовании ошибочных принципов образования. В «Облаках» он очень суров по отношению к Сократу, его воздействию на умы молодежи. Аристофан представляет Сократа как отца софистического красноречия и упрекает его в безбожии. Возможно, это несправедливое обвинение сыграло свою печальную роль на процессе Сократа.

Равным образом неприязненно Аристофан относится к Еврипиду, который, по его словам, извратил трагедию; Аристофан обвиняет Еврипида в том, что тот изображает на сцене любовь в безнравственной, многословной манере.

Он с удовольствием атакует основы организации правосудия («Осы»), легкомыслие народа, его глупую доверчивость по отношению к демагогам.

Аристофан также умеет вызывать благотворный счастливый смех, порожденный радостью от полноты жизни: это смех крестьянина, подтрунивающего над горожанами, наслаждающегося пением птиц и деревенскими праздниками, одним словом, человека, воспевающего любовь к жизни.

Творчество Аристофана невероятно разнообразно. Создатель галереи полудостоверных-полугротескных персонажей, живущих в реальном или воображаемом мире, полном комической фантазии, поэзии, каламбуров, грубых и иногда непристойных насмешек, пародии, он остается несравненным мастером комедии античной Греции. Ни один автор-комедиограф не смог достичь его уровня или хотя бы талантливо имитировать его творчество.

Менандр, творивший в более поздний период, был драматургом несколько иного склада.

♦ Ораторское искусство

Красноречие появляется в произведениях Гомера, но оно спонтанно, его нельзя назвать искусством. Позднее у Писистрата, Фемистокла, Перикла красноречие уже являет свою действенность, но оно остается еще импровизационным. Соответствующие письменные работы появляются только к концу V в. благодаря усилиям софистов и риторов.

Каждый афинский гражданин, желающий быть услышанным, должен проявить свое красноречие в Собрании. Если он умеет говорить, то его называют ритором (оратором). Ввиду отсутствия адвокатов он также должен уметь убеждать членов суда. Слово в почете у греков: «Не приносит слово вреда действию, напротив, опасность в том, что последнее не будет высвечено словом» (Фукидид, Ь II, ХЬ).

Риторика в собственном смысле этого слова появляется в Сицилии, где два писателя, Коракс и Тисий, составляют первый трактат по риторике, уделяя особое внимание понятию правдоподобия. Софисты в наибольшей степени повлияли на развитие риторики. Протагор из Абдеры (435 г.), которому Платон посвящает целый диалог, учит, что относительно каждого предмета существуют два противоположных тезиса, и что следует, таким образом, уметь находить аргументы для обоих этих тезисов. Продик настаивает на ценности верно выстроенного стиля. Горгий преподает во многих странах и берет плату — очень большую — за свои уроки. Он пишет несколько трактатов, его воодушевляет вопрос методики выстраивания стиля и слога. Антифон, первый из судебных ораторов интересуется, прежде всего, вопросом систематики аргументов. Он пишет большое число трактатов.

Судебная риторика требует определенной литературной формы. В области судебной риторики высоко зарекомендовали себя Андокид, Лисий и Исократ. Эта область развивается, прежде всего, в Афинах. Неумелые граждане во время процесса обращаются к помощи логографов, которые предлагают им полностью подготовленную речь, которую следует только заучить и зачитать перед судом. Существуют также сипегоры, которые, используя свое мастерство ведения прений, могут оказать поддержку истцам, выступив вслед за ними.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19