Можно, таким образом, увидеть по этим коротким отсылкам, что греки брались за освоение неведомых обл

Можно, таким образом, увидеть по этим коротким отсылкам, что греки брались за освоение неведомых областей, в результате чего появилось огромное количество текстов столь же разнообразных, сколь и совершенных. И в нашу эпоху нередко можно увидеть на сцене постановку великих греческих трагедий.

♦ Поэзия

В поэзии представлены все жанры. В ней нашли отражение все метрические формы. Песни являют собой имитацию жизни, так что в поэзии варьируются самые разнообразные ритмы — в зависимости от того, какие чувства она хочет передать.

«Киропедия» — историко-беллетристическое произведение Ксенофонта. — Примеч. пер.

Основные греческие метры

Название

Описание

дактилический гекзаметр

- 1)1) | - 1)1) | - 1)1) | - 1)1) | - 1)1) | — — 1 — 1 — 1 —1-1)1) 1-1)

Четыре первые стопы обычно представлены дактилями, но могут заменяться и спондеями, последняя строфа представлена спондеем или трохеем наиболее часто употреблявшаяся форма стиха

шестистопный ямб

1) — |и — |и — |и — |и — |и — варианты для пяти первых стоп:

--ИЛИ — 1)1), ИЛИ 1)1) —, ИЛИ 1)1)1)

Шесть ямбов

восходящий, быстрый ритм

В первых пяти стопах может появляться спондей, дактиль, анапест или трибрахий

пентаметр

— 1)1) | — 1)1) | — | —1)1) | — 1)1) | — --1--|-|-1)1) |-1)1) | —

Пять стоп

Размер являет собой модификацию гекзаметра. Последний усечен в середине и в конце стиха. Во второй части стиха стопы остаются в чистом виде, тогда как в первой части дактили могут заменяться спондеями

трохеические стихи

-1)|-1)| —1)|-1)|-1)|-1)|

Трохеи

нисходящий ритм

Очень трудно представить себе, чем мог являться греческий стих. Даже если в школе мы и предпринимали какие-то попытки чтения греческих стихов, соблюдая по меньшей мере размеры, мы не можем представить себе то воздействие, которое оказывала трагедия на зрителя всей совокупностью размерности, акцентуации, музыкального сопровождения .

Постепенно ямбы, как и гекзаметр, стали обходиться без музыкального сопровождения, превратившись в стихи, декламируемые или прочитываемые про себя. Но другие формы поэзии сохранили свой песенный вид. Мелодия играет ключевую роль — чтец сам играет на лире или ему аккомпанирует флейтист.

Начало жанру эпопеи задает Гомер — до него аэды воспевали подвиги ахейцев во время их пребывания в Ионии, но до нас не дошло никаких свидетельств этого рода творчества. Известно, что гекзаметрическая поэзия родилась в бронзовом веке. Аэды нараспев читают короткие поэмы в сопровождении лиры в присутствии ионийских принцев. «Формулы» — группы слов, регулярно употребляемые в определенных местах в тексте, — позволяют аэдам импровизировать. Гомер наследует от этих сочинителей далекого прошлого традиционную форму дактилического гекзаметра. Этот ритм позволяет задействовать большое количество структурных вариантов, используя длинный стих вместо двух коротких. Впоследствии данный ритм приходит на помощь рапсодам, помогая им запоминать стихи Гомера, которые они публично декламируют. Отличие аэдов от рапсодов в том, что первые поют стихотворный текст, а вторые читают его под звуки музыки. Эти последние декламируют поэмы перед большой аудиторией, во время праздников и торжественных церемоний. Все греки узнают их по длинным жезлам — их постоянному атрибуту. Декламация приходит на смену пению.

Лиричность выражается скорее через размеры стиха, чем через его глубинное содержание. Истоки стихов гомеровского времени лежат в песенном творчестве — в первую очередь здесь следует указать на пеан (песнь во славу Аполлона), френ (похоронная песня) и народные песни.

Лирическое настроение выражалось в элегиях: в VII веке стали популярны короткие стихи, написанные пентаметром и гекзаметром (в форме двустишия). Содержание элегий было достаточно разнообразным: воинственно-патриотическим у Тиртея, любовно-эротическим у Мимнерма, морально-назидательным и философским у Солона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19