Логографу приходится приноравливаться к языку своего клиента. Лисию это удается с особым блеском. Он

Логографу приходится приноравливаться к языку своего клиента. Лисию это удается с особым блеском. Он остается непревзойденным знатоком всех секретов риторики.

Речь состоит из вступления, повествования, дискуссии, в ходе которой опровергается тезис противоположной стороны и излагается свой собственный, далее следует заключительная часть речи. Все процедурные и стилистические нюансы имеют важное значение, при этом в расчет принимается социальное положение клиента и темы, затрагиваемые в ходе процесса.

Помимо судебной риторики развивается эпидиктическая риторика (используемая в торжественных случаях) — в ней высоко зарекомендовал себя Исократ. Пробыв некоторое время логографом, — этот род занятий он ненавидит и критикует, — Исократ в 393 г. открывает школу риторики, которая пользуется большим успехом. Кроме того, он создает образцы торжественных речей, писем с советами, адресованными царям. Исократ противостоит софистам, которых он считает не более чем виртуозами, дилетантами. Для него же, в отличие от них, красноречие — это искусство.

Наконец, красноречие находит свое место и в политике. Самые крупные риторы в этой области — Демосфен и Эсхин. Демосфен с блеском составляет торжественные и обличительные речи. Знамениты его речи, направленные против Филиппа Македонского. Он выступает против Эсхина, что связано с поддержкой последним Филиппа. Демосфен неукоснительно следует правилам риторики, но к методической строгости он добавляет свой горячий пыл, неизвестный в среде судебных ораторов. Цицерон восхищался им и ставил его выше всех.

♦ История

Историческая наука в Древней Греции представлена двумя именами авторов, значительно отличающимися друг от друга: это Геродот и Фукидид.

Геродот, по сути, возрождает древний мир благодаря своим точным наблюдениям и духу любознательности. Он собирает многочисленные документы с точными сведениями из разных областей, они окажут услугу историкам будущего.

Фукидид — политический философ. Он доискивается до причин описываемых событий, относящихся к эпохе Пелопоннесской войны, — от самого ее начала до падения Совета Четырехсот. Эти причины обусловлены не случайным стечением обстоятельств, но деятельностью людей с их личными интересами и страстями. Наделенный критическим духом, он производит поиск точных сведений. Фукидид стремится к тому, чтобы история послужила для извлечения уроков, важных для будущего. К примеру, похоронная речь, вложенная им в уста Перикла (II, XXXIV—ХЬУ1) по сути вымышленный текст, который служит возвышению образа Перикла, и в то же время отражает мысли самого Фукидида. У Перикла имелась тактика: «Закроемся в своих стенах, позволим им разорить себя, но останемся хозяевами моря». Фукидид объясняет поражение в Пелопоннесской войне отказом окружения Перикла следовать этому совету. В своих работах Фукидид объясняет смысл и значение афинской империи, он задается вопросом, в какой мере Афины заслужили свой имперский статус. Он изображает доблесть греческого народа, описывает его ценности, заслуги, его мощь. Во многом, что создано Фукидидом, он предстает как философ и мыслитель.

Фукидид остается одним из великих историков. Для римского историка Саллюстия он являлся образцом. Впоследствии данный литературный жанр разрабатывался только писателями среднего уровня.

ФИЛОСОФИЯ

С VI века философия начинает занимать важное место в греческом мире. Греческие мудрецы, создатели теорем, астрономии, геометрии, не довольствуются изучением только своего предмета, но размышляют о природе вселенной, об окружающем мире, его истоках. Их размышления обретают форму стихов или прозы. Греческие мыслители создали научный дух, заложили основы незаинтересованного поиска. В стремлении освободить человека от верований в сверхъестественное они пропагандируют естественные причины явлений.

Фалес, один из семи крупнейших мудрецов Греции, живший в VI веке, заложил основы философской рефлексии. Вместе с Анаксимандром и Анаксименом он является представителем милетской школы. Эти мыслители занимаются поиском глобального объяснения мира. Они полагают, что за неупорядоченной видимой частью мира лежит некое первоначало, определяющее рождение и эволюцию мира. Впервые в истории человеческой мысли появляется идея, что во вселенной существует изначальный принцип, архе, из которого проистекают все вещи (по Фалесу — это вода, по Анаксимену — воздух, по Гераклиту — огонь и по Пифагору — гармония).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19