Слово «комедия» происходит от греческого слова «комос», которым называют шумный общественный праздни
Слово «комедия» происходит от греческого слова «комос», которым называют шумный общественный праздник с пением, плясками и пантомимой. Аристофан определяет ее следующим образом: «Это именуется комедией, поскольку люди пируют на улице». Комедия так же, как и трагедия, связана с образом Диониса. Мы располагаем немногими документами, которые описывают ход деревенских Дионисийских празднеств, приуроченных к сбору винограда: обычно они состоят из попоек, распевания непристойных песен и т.д. Позднее ритуал был изменен: шествовала бурлескная процессия, которая несла некий символический предмет (наподобие изображенного в «Ахарнянах», 537), за ней следовала помпея, торжественный проезд повозок с виноградом. Участники этого действа обменивались выпадами сатирического характера, лица их были выпачканы вином.
О первых комедиях (мегарских фарсах) мы знаем со слов Аристотеля: они яростно обличали известных людей. Не осталось никаких свидетельств об этих комедиях — до нас дошли только имена двух авторов: Миллоса и Месона.
Комический жанр получает развитие в Сицилии, особенно в Сиракузах. Пьесы становятся длиннее, в них появляется определенная интрига; сицилийцы весьма язвительны и ироничны по своей натуре, они всегда готовы посмеяться над невзгодами, выпадающими на их долю. Нам известно только одно имя, относящееся к этой эпохе, — имя Эпихарма, которого Платон сделал мэтром комедии («Теэтет», 152 е). Эпихарм писал народные комедии с сюжетами, взятыми из повседневной жизни сицилийцев, а также мифологические комедии, в которых повествовалось о богах и героях. Через римлян (Гораций, «Послание II», 1—58) до нас дошло несколько текстов, полных остроумия. В классическую эпоху в Сицилии существуют также мимы, сохранились некоторые свидетельства касательно их творчества.
Официальные представления комедии начинаются в достаточно поздний период, ввиду того, что это несколько приземленный жанр. Авторы комедий берут за образец творчество трагиков. В основном это касается композиции пьес.
В Аттике становление жанра комедии протекает достаточно медленно. Комедия старого образца держится до конца V века. Она вызывает беспокойство властей, поскольку содержащиеся в пьесах нападки на общественных деятелей с упоминанием настоящих имен были весьма жесткими. Указ от 440 г. запрещает давать персонажам имена живых людей, но он практически не имеет никакого воздействия. Можно сказать, что комедии до некоторой степени играют роль газет, со всей неистовостью разоблачая подноготную политики.
Конструкция комедии имела следующий вид:
— пролог, весьма длинный, имевший большее количество вариаций, чем прологи в трагедии;
— парод, также более разнообразный, чем аналогичная часть в трагедии; появление хористов, наряженных птицами, осами, угольщиками, старыми гелиастами и т.д., очень веселит публику;
— основные сцены, перемежающиеся пением хора и состоящие из споров противостоящих друг другу двух персонажей (агопов);
— жеод: развязка.
Парабаса (ее не существует в трагедии) посередине спектакля прерывает действо, с тем чтобы хор, сняв маски и напрямую обращаясь к зрителям, мог изложить идеи автора, выразить его требования и т.д. Позднее эта партия хора исчезает.
Размеры у комедий в основном те же, что и у трагедий (ямбические триметры и трохеические гетра-метры), впоследствии добавляются анапестовые тетраметры (более медленные). В комедиях ритмика хорового исполнения более прихотливая. Зачастую вводят буффонадный танец (кардакс), порой имеющий чувственную окраску. Создаются пародии на трагический стиль, доставляющие публике огромное удовольствие.
Кратин (его пьесы датируются 450—425 гг.). Афинский поэт, создает бурлескные сатирические произведения, в них он без стеснения нападает на своего современника Перикла. В драматическом конкурсе его комедии «Кувшин» противостоит пьеса Аристофана «Облака». Кратей, творивший в ту же эпоху, — более утонченный автор. Он отказывается от нападок на личности в пользу философских аллегорий. Эти два автора нам особенно хорошо известны по пьесе «Всадники» Аристофана.