Лирика также присутствует и в ямбической поэзии. Ямб — энергичный ритм, он характерен для стихотворе

Лирика также присутствует и в ямбической поэзии. Ямб — энергичный ритм, он характерен для стихотворений насмешливого содержания. Новые размеры стиха позволяют выражать самые разнообразные чувства.

Одной из форм лирики является ода (песнь). В литературе конца VII века появляются три типа песен: любовные, застольные и политические (или военные). Стихи читаются нараспев в сопровождении особого музыкального инструмента — барбита (род лютни) и группируются в куплеты или строфы. Существуют алкеева строфа и сапфическая строфа — каждая имеет свою сложную форму.

Хоровая лирика бывает двух видов:

— религиозная, т.е. посвящаемая богу. Имеются следующие ее виды: гимн — литургическая песнь, пеан — торжественная песнь, ипорхема — энергичная песня с плясками, парфении — песни девичьих хоров, дифирамб — страстная песнь, исполняемая в честь Диониса, просодий — гимн, исполняемый во время шествия к храму;

— мирская, создаваемая для человека: френ — похоронная песнь, энкомий — хвалебная песнь, эпиникий — песня, посвящаемая победителям состязаний.

В истории хоровой лирики можно выделить три периода:

1. VII век, преимущественно Спарта: Алкман, короткие строфы, характеризующиеся метрической монотонней;

2.1-я пол. VI века, Большая Греция: Стесихор, триада, строфа, антистрофа, эпод, чередование размеров;

3. кон. V века: Симонид (дифирамбы), Вакхилид и Пиндар в дорийской словесности, гибкая версификация, оперирующая двумя видами размеров: логаэд (дактиль и трохей) и более сложный эпитрито-нический дактиль.

♦ Трагедия

Трагедия обязана своим рождением культу Диониса. Трагедия появилась из недр дифирамбического действа, в котором певцы были наряжены сатирами, а самое ее название означает «песня козла». Этапы, которыми обозначен переход от религиозной песни к драме, не очень прояснены, их достаточно сложно отследить. По всей вероятности, в круг певцов, исполнявших дифирамбы, постепенно стал вводиться персонаж, который объяснял сюжет и между строф подавал реплики хору.

Трагедия получила свое развитие в Аттике. Между песнями проведены границы, в эти временные промежутки вводится разговорная речь. У разговорной речи и песен различные смысловые нагрузки и функции: разговорная речь служит для изложения фактов, она заключает в себе повествование, дискуссии, песенная же часть служит для выражения ламентаций и вознесения молитв; буффонные элементы дифирамбов совершенно исчезают. В 534 г. Писистрат организует первый драматический конкурс. В первых трагедиях разговорная речь возложена только на одного актера, большая часть пьесы опирается на хор; действия мало.

Трагедия структурирована следующим образом: хор исполняет первую вступительную песнь (парод), затем следуют сцены (обычно три), между которыми вводятся песни хора, постоянно присутствующего на сцене, и наступает развязка, когда хор уходит (жеод).

Предписываемые правила весьма строги: речи жестко увязаны друг с другом, используется стихо-мития (реплики тесно смыкаются одна с другой, они равносложны, каждая состоит из одного стиха, стих противополагается стиху). Задействуются метрики ямбическая, трохеическая или же анапестовая — более тревожно-напряженная. Существует множество метрик лирических партий. Актеры носят маски. Возможно, это оставшееся наследие жанра дифирамба, которое позволяет мужчинам исполнять женские роли.

У великих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида, которые во всем следовали этим правилам, имелись различные концепции относительно трагедии. Однако у всех были общие принципы. Они заимствовали свои сюжеты из того мифологического кладезя, который пополнялся за счет творений поэтов-эпиков: публика желает лицезреть и слышать героев древних эпопей. Для них также было характерно то, что они помещали своих персонажей в экстремальные ситуации. Между тем налицо огромное разнообразие сюжетов. Каждый из трех поэтов выбирает известную легенду, но, черпая из общего запаса, создает свои вариации, сообразуясь со своей концепцией и своим темпераментом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19