Идеи философов были не по вкусу широкой публике, которая считала, что они пагубны для религии и для

Идеи философов были не по вкусу широкой публике, которая считала, что они пагубны для религии и для гражданского сознания. Появились обвинения в безбожии.

Упомянутые выше философы именуются досократиками.

До нас не дошло ни одной письменной работы самого Сократа, он нам известен преимущественно по сочинениям его учеников Платона и Ксенофонта. В «Тускуланских беседах» (V, 10) Цицерон говорит: «Сократ первый свел философию с неба, поселил в городах . и заставил рассуждать о жизни и нравах, о добре и зле».

Досократики и сократики

Досократики

Ионийцы

Эфесяне

Элеаты

Пифагорейцы

Фалес

Анаксимандр Анаксимен

Гераклит

Ксенофан Парменид Зенон Элейский

Пифагор Тимей

Левкипп Анаксагор Эмпедокл Демокрит

Софисты

Протагор

Горгий

Гиппий

Продик Калликл Ф рас и мах

Сократ (470-399)

Платон

Мегарцы

Киники

Киренцы

Аристотель

Эвклид Сократик Эвбулид Диодор из Кроноса Стилпон

Антисфен

Диоген

Кратет

Аристипп Феодор-Атеист

Сократ был выходцем из весьма скромной семьи. Он проводил регулярные встречи с афинянами на Агоре. Его стремление усовершенствовать дух и сознание человека имело под собой цель заставить понять своего собеседника осознать ошибочность своих представлений. Для этого он использует систему вопросов и ответов, вынуждая собеседника признать свои ошибки. Сократ заплатил жизнью за свои убеждения. Для последующих эпох он стал воплощением идеала мудреца.

Сократ

Основываясь на интуициях Сократа, Платон разработал огромную систему концептов; он пишет диалоги, очень своеобразные по своему стилю и энергичному слогу.

Несмотря на катастрофу, которая произошла с греческой литературой в результате сожжения Александрийской библиотеки, труды философа сохранились. Платон основывает Академию, философскую школу.

На протяжении веков было написано такое количество книг о Платоне, что нет необходимости расписывать здесь его философскую систему. Ограничимся здесь лишь кратким описанием некоторых аспектов его столь богатой и столь завершенной мысли.

Платон верит в бессмертие души. В течение того времени, которое предшествовало ее нынешней жизни, она созерцала вечные истины, Идеи, и сохранила о них лишь смутные воспоминания. Миф о пещере («Государство», I, 7) очень наглядно и поэтически возвышенно представляет эту теорию. Майевтика имеет своей целью раскрыть истины, которые спят в душе. Знание — это припоминание. Высшая Идея — это идея Блага, наивысшая цель, к которой может стремиться душа. Но можно заблуждаться относительно того, что есть Благо. Посредством диалектики можно понять, что есть Благо для человека. В конечном счете оказывается, что Высшее благо — это справедливость, которая проходит не по разряду личных заслуг и достоинств, но имеет отношение к всеобщей гармонии, порядку.

Антисфен

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19