Искусство - Известные греки классической эпохи - Известные греки
Произведения греческого искусства вызывают у всех непреходящее восхищение. В том, что касается скульптуры и ваз, шедевры, собранные в музеях, позволяют — в большей степени, чем книги, написанные на достаточно трудном языке, — установить подлинный контакт с греческим гением. Путешествия в Грецию, столь легкие в нашу эпоху, позволяют нам еще больше приблизиться к греческому искусству.
Но большинство из тех, кто восхищается греческим искусством, находятся под влиянием того образа, который был задан Римом. Греческое искусство это не «стиль», — некая единственная в своем роде реализация, — но скорее венец поисков, опытов, методик, идей, чередования вкусов и типов восприимчивости. Для того чтобы хорошо понять это искусство, необходимо знать ход его эволюции и иметь представление о его историческом контексте. Произведения искусства следует соотносить с их непосредственным окружением {к примеру, замечательный храм в Сегесте, на Сицилии, кажется нам особенно восхитительным, поскольку он стоит сам по себе, в окружении одной лишь природы, что доставляет нам эстетическое удовольствие «романтического» оттенка . но следовало бы — мысленно — перенести его в то время, когда весь город со всей его жизненной активностью группировался вокруг него; храм кровно связан с тем обществом, которое создавало его для себя).
Искусство
Периоды |
Архитектура |
Скульптура |
Живопись |
Прикладное искусство |
Доэллинское искусство 3000-1100; кикладское искусство 3000-2000; элладское, микенское искусства |
Дворцы-крепости (Микены, Тиринф, Пилос), гробницы |
Кикладские идолы, терракотовые статуэтки, рельефы (врата с изображением львов) |
Дворцовые фрески (минойского стиля) — не сохранились |
Металлические, в частности, золотые вазы |
Геометрическое искусство 1100-700; зарождение 1100-1050; Протогеометрическое 1050-900; Геометрическое искусство 900-700 |
Первые храмы в мегарском стиле из дерева и кирпичей |
Бронзовые статуэтки, изображающие людей и животных; терракотовые статуи, изображающие животных |
Расписные вазы, на вазах явлено четкое противопоставление светлых зон темным зонам. Большие аттические вазы. Дипилонские вазы; вазы, покрытые черным лаком, украшенные изображениями животных, динамических сцен |
Архаическое искусство 700-500 |
Каменные храмы дорического и ионического ордера; стадионы; сокровищницы; портики; фонтаны; театры, построенные из дерева |
Культовые статуи (из камня); Клеобис и БитоНу Антенор; рельефы храмов; фронтоны; курос и кора |
Расписанные терракотовые плитки; роспись интерьеров храмов; живопись Буларха, Лида |
Чернофигурный стиль; расписные работы Амасиса, Экекия |
«Суровый стиль» 500-450 |
храм Афайи в Эгине, храм Зевса в Олимпии |
Онат (статуя Посейдона), Критий и Несиот (скульптурная группа «Тираноубийцы»); фронтоны Олимпии |
Кимон из Клеон |
Краснофигурные изображения, вазописцы Макрон, Дурис, Бриг, Евфроний, Евфимид |
Классическое искусство Ув. |
Дорические храмы, Парфенон, Эрехтейон, храм Афины Нике в Бассах. Гипподам из Милета — архитектор-урбанист |
Мирон (статуя «Дискобол»); Поликлет («Диадумен», «Дорифор»), пишет сочинение «Канон». Фидий («Афина Промахос», скульптурное убранство Парфенона, статуи в хрисоэлефантинной технике (Зевса и Афины) |
Микон и Полигнот: стоа поикиле, Панен |
Краснофигурные изображения, лекифы с росписью по белому фону, свободный стиль |