Коринфский ордер можно считать разновидностью ионического. Только капитель, богатая, бросающаяся в г
Коринфский ордер можно считать разновидностью ионического. Только капитель, богатая, бросающаяся в глаза, отличает его от последнего. Коринфский стиль использовался в основном в эллинистический период.
Из числа сохранившихся наиболее многочисленны дорические храмы: храм в Бассах, храмы в Сицилии, в частности в Сегесте, Селинонте, а также в Большой Греции — в Пестуме и т.д. Ионические храмы, имеющиеся в Малой Азии, сохранились не столь хорошо.
Дорические и ионические храмы различаются по своему экстерьеру, внутреннее же убранство в целом схоже. В обоих ордерах антаблемент украшен синим, красным, желтым, черным цветами в противоположность белому мрамору. Каменные надстройки воспроизводят соответствующие элементы древних храмов; кессоны имитируются под дерево. Окрашивали лепные орнаменты, капители и базы, но никогда стволы колонн и плоские части стен. Использовали красный, синий, зеленый и золотистый цвета. Могли также использовать и камни различных цветов. Нам достаточно трудно представить себе раскрашенные греческие храмы (точно так же, как и наши соборы .). Между тем в Греции, где интенсивный солнечный свет придает очертаниям зданий слишком отчетливую выраженность, цвет служит вспомогательным элементом, заглушающим это впечатление.
Воссозданный вид храма в Олимпии
В классический период греческое искусство освобождается от архаических условностей. Дорический стиль достигает своего апогея. Декоративные элементы пережили сооружения, которые они украшали. Позднее они были позаимствованы Римом, а спустя еще ряд веков — эпохой Ренессанса. Архитекторы классического периода значительное внимание уделяют лепному орнаменту. Они берут на вооружение самые различные формы: полукруглые, четвертькруглые, расплывчатого очертания . Ионический ордер очень хорошо соответствовал такого рода украшениям. Орнаменты на дверях порой являли собой изысканное сочетание форм (как в Эрехтейоне). Одним словом, в тот период использовалось множество форм архитектурных украшений.
Одной из отличительных черт греческого искусства (которая будет позаимствована на Западе и на Востоке) является союз скульптуры и архитектуры, которого в ту эпоху не существовало ни в Египте, ни на Ближнем Востоке. Скульптуры присутствуют на фризах, фронтонах. Некоторые скульптуры (кариатиды) исполняют роль колонн (сокровищница Сифноса в Дельфах, Эрехтейон в Афинах).
Кариатида. Эрехтейои
В этот период храмы имеют более скромные размеры по сравнению с огромными зданиями предшествующей эпохи. Ширина Парфенона составляет лишь 30,88 м, а длина — 69,50 м. У всех храмов со стороны фасада имеется шесть колонн, за исключением Парфенона, у которого их восемь. Применяются оптические корректировки, которые гармонизируют вид храма. Они сориентированы на вертикальные линии. Цоколь слегка вогнутый. Оси колонн слегка наклонены вовнутрь, а также в направлении соседних колонн (примерно на б см), как бы стремясь образовать в перспективе пирамиду, — с тем чтобы не создавалось впечатления открытости колоннады с краев. Угловые колонны имеют чуть больший диаметр, чем остальные (на 2 см), с той целью, чтобы не создавалось ощущения их тонкости, обусловленного воздействием падающего света. Постройка всех этих гексастильных (шестиколонных) храмов основана на точном арифметическом и геометрическом расчете. Самые значительные из них — храм Геры, храм Согласия в Агригенте и храм Афайи на Эгине.
Славу середине V века составило возведение великолепных мраморных памятников на Агоре: Парфенона, Эрехтейона, Пропилей и храма Афины Нике, — ни одно из этих сооружений не является целиком дорическим.
Парфенон, преимущественно дорический по своей форме, имеет ионический фриз длиной 160 м, на нем присутствуют изображения панафинейской процессии и собраний богов. Это работа Фидия, который сделал более легким прямоугольный массив храма; ионическими также являются колонны, поддерживающие потолок маленького зала, разместившегося между наосом и опистодомом, он отведен для девушек, посвящаемых Афине.
При том что некоторые колонны Пропилей дорические, во внутренней части сооружения порой стоят два ряда по три ионических колонны. Эрехтейон — наименее ортодоксальный из ионических храмов. Храм Афины Нике ионический. В нем явлен новый тип капителей, украшенных вогнутыми бороздками. Фриз храма очень искусно украшен скульптурами.