IV в.Гражданская архиРельефы на погреЗаметное развитиеЦветочная роспись, тектура;бальных сооруж

IV в.

Гражданская архи

Рельефы на погре

Заметное развитие

Цветочная роспись,

 

тектура;

бальных сооружениях;

живописи, Протоген,

изображения

 

военная архитектура;

Скопас; Пракситель

Аполлодор Афинский,

перегружены

 

погребальная

(статуи Афродиты

Зевксид, Паррасий

деталями

 

архитектура;

Книдской, Гермеса);

   
 

храм в Дельфах,

Лисипп (статуя

   
 

толосы

Апоксиомена) устанавливает новый канон скульптурных пропорций

   

Поскольку нам знакомы греческие архитектурные формы, мы полагаем, что понимаем эту архитектуру, хотя известные нам храмы и театры часто пребывают изолированными или же включенными в антураж современных городов. В силу этого наше знание остается фрагментарным или же искаженным, и следует попытаться изменить его.

Не следует ограничиваться одним лишь эстетическим наслаждением, вызываемым созерцанием произведения искусства, каким бы совершенным оно ни было. Если хочешь на высоком уровне интерпретировать, истолковать работу мастера, то необходимо, насколько это возможно, исследовать и понять замысел художника. По сути, в Древней Греции произведение искусства создавалось не для того, чтобы доставить эстетическое наслаждение, а с практической или религиозной целью.

Антропоморфная религия заставляет художников изображать богов в таком обличье, которое соответствовало сложившимся у греков теологическим представлениям. По мере хода социальной и политической эволюции от художников стали требовать придавать богам столь же совершенную форму, какой обладал бы идеальный человек.

Скульпторы стремятся математически определить идеальные пропорции человеческого тела. Поликлет — создатель канона V века, Лисипп во второй половине IV века слегка изменяет его. Произведения искусства все больше свидетельствуют о мощи полиса, под сенью которого они создаются.

Художник в Греции считается специалистом своего дела (демиургом). Искусство — это метод, техника (слово «шехне» означает одновременно технику и искусство). Художник должен продемонстрировать, что он владеет им в совершенстве. Кроме того, он исполняет свою работу очень тщательно, не сообразуясь со временем, тем более что некоторые виды художественного творчества, такие как создание статуй из золота и слоновой кости (хрисоэлефантинных), основываются на очень сложных и тонких техниках. Во время таких работ, как строительство Парфенона, задействовалось значительное число художников и очень большое количество рабочих различных специальностей. Если бы Фидий хотел явить свою персональную работу, демонстрируя свою оригинальность, то не возникло бы того восхитительного единства архитектурного ансамбля, равно как скульптур на метопах, фризах и т.д. Но греческий художник не ставил своей целью ни демонстрирование собственной оригинальности, ни обретение личной славы, для него это была лишь обычная работа. Восхищаются не художниками, но их творениями.

Многие статуи исчезли ввиду различных причин. Еще сохраняются отдельные оригинальные скульптуры, но в основном до нас дошли копии, преимущественно римские. Известно и о других скульптурах — из литературы и эпиграфических источников. Достаточно поздний, но очень богатый источник представляет собой работа «Описание Эллады», написанная во II веке н.э. великим путешественником Павсанием. Он описывает большое число святилищ континентальной Греции (Центральной Греции и Пелопоннеса), а также ритуалы, зачастую примитивные, которые там практиковались. Его описания позволяют получить представление о тех местах и памятниках, которые к настоящему моменту уже исчезли или являются сильно разрушенными. Археология очень часто дает подтверждение словам Павсания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13