УранияВ VII веке появляется большой каменный рельеф: два льва на входе в микенский Акрополь являют с
Урания
В VII веке появляется большой каменный рельеф: два льва на входе в микенский Акрополь являют собой выразительный образец. К этой эпохе относятся статуэтки из бронзы, из слоновой кости, несколько позднее появляются терракотовые фигурки животных. В это же время под влиянием Востока скульпторы создают бронзовые статуи в ориентальном стиле — как по форме, так и по сюжетам.
В архаическую эпоху (700—480) художники начинают имитировать природу. Скульптура этой эпохи характеризуется фронтальностью. У изображаемых людей треугольные лица, сплюснутые черепа, волосы падают на плечи. Данный тип скульптуры практически не мог иметь развития. Греки начинают заниматься обработкой твердых камней, в частности мрамора, и создают колоссальных размеров статуи.
В VI веке на островах Эгейского моря появляются два новых типа скульптуры — монументальная мужская фигура, Курос (обнаженный прямостоящий юноша), и женская фигура, Кора (прямостоящая девушка, задрапированная в тунику). Эти массивные статуи становятся характерными для данной эпохи, они продолжают создаваться вплоть до самого ее окончания. Курос имеет широкие плечи, узкие бедра и талию, ступни его уплощены. Не будем забывать, что эти статуи были раскрашены. У бронзовых статуй глаза и губы были инкрустированы.
В этот же самый период начинают украшать фризы и фронтоны храмов: на треугольных фронтонах и прямоугольных метопах имелась поверхность, отводимая для создания барельефов. Фризы подразделяются на дорические и ионические. В дорическом фризе метопы, на которых представлены два или три персонажа, образуют отграниченные участки; Ионический фриз являет грандиозные композиции. Как результат имитации ионического фриза, возникают фризы стен целлы в дорических храмах (Парфенон).
Куросы и Кора. 1 - Курос с мыса Сунион (ок. 600 г.); 2 - Курос из Дельф (ок. 580 г.); 3 - Курос из Анависсоса (ок. 530 г.); 4 - Кора в пеплосе ш Афинского Акрополя (ок. 540 г.)
Фронтон побуждает скульпторов проявлять смелость в плане размещения в этом треугольном пространстве персонажей. Скульпторы начали с того, что стали помещать в эти углы змей и различных чудищ. Позже они помещали на фронтонах фигуры стоящих на коленях или лежащих персонажей. Наконец, попытались сорганизовать этих персонажей в какую-то сцену. Самым замечательным результатом этих усилий явились два фронтона храма Зевса в Олимпии, на одном из которых изображена битва кентавров с лапифами, а на другом — состязание на колесницах между Пелопсом и Эномаем.
Скульпторы
Эпохи |
Имена |
Даты |
Работы |
Происхождение |
Музеи |
Бронзовый век |
р |
р |
кикладские идолы |
Парос, Наксос |
Афины, Национальный музей |
? |
? |
терракотовые | |||
статуэтки |
Микены |
Афины, Национальный музей | |||
? |
? |
статуэтки | |||
из слоновой кости |
Микены |
Афины, Национальный музей | |||
ворота со львами |
Микены |
Микены | |||
Геометрическая эпоха |
} |
1-я четв. VIII в. |
дипилонские статуи из слоновой кости |
Афины |
Афины, Национальный музей |
1 |
сер. VII в. |
охотник, бронза |
Олимпия |
Олимпия, Музей | |
? |
кон. VII в. |
воин, бронза |
Афины |
Афины, Национальный музей |